Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Город на глазах уходил под воду! Нева наступала не больше 6 часов, но большая вода нанесла масштабный урон. Ленинград был переведен на военное положение. Сейчас петербуржцы, защищенные дамбой, даже самые суровые прогнозы воспринимают, скорее, как сигнал, чтобы не забыть дома зонтик. Тем интереснее понять, а что делали люди тогда. Покопаться в архивах, узнать, как действовал город — все его службы. Что творилось в затопленных дворцах, садах и парках.
На многих домах и мостах Петербурга можно встретить особые таблички. Например, недалеко от Синего моста на водомерном столбе бронзовые отметки, которые, словно шрамы на теле, напоминают о самых крупных наводнениях. 1824-й год — первое по масштабу — тогда вода поднялась на 4 метра 21 сантиметр. Век спустя, 1924-й год — второе сильнейшее наводнение. Вода достигла отметки 3 метра 80 см. До рекорда не хватило совсем чуть-чуть. Но по силе разгул стихии стал, пожалуй, самым разрушительным.
Первыми удар стихии приняли Адмиралтейская набережная и стрелка Васильевского острова. Большая вода сносила все, что встречала на своем пути. Вот что тогда писали в милицейских сводках.
«Одним из пострадавших в период наводнения была всеми известная Академия художеств. В документе указано: сорвана железо с карнизов до 60 кв. саженей, мостовые поражены частично, во дворе размыты, на улице залиты все подвальные помещения, пострадали и жилые подвальные помещения, в которых были квартиры с имуществом. Ущерб был нанесен серьезный Академии художеств», — рассказывает ведущий архивист Центрального государственного архива Андрей Солнышкин.
Уникальные кадры кинохроники, снятые на следующий день. Затопленный Александровский парк и улицы, по которым передвигаться можно только вплавь. На Гороховой собралась детвора, чтобы поглазеть, как откачивают воду из подвалов. А в очередях за керосином и едой люди то и дело судачат о причинах бедствия. Многие верят, потоп — это кара за очередное переименование города. Ущерб действительно колоссальный. В государственном архиве кинофотофонодокументов хранятся более 300 фотографий с последствиями наводнения.
«Анна Андреевна Ахматова вспоминала Летний сад, где статуи помнят меня молодой, а я их помню под невскою водой. Благодаря нашим документам мы сейчас можем увидеть, сколь емкий и точный образ создала поэтесса. Вот статуи, которые были обрушены упавшими деревьями и действительно залиты водой», — отмечает заведующая отделом использования ЦГАКФФД Санкт-Петербурга Екатерина Черноусова.
Следы того наводнения можно увидеть и сегодня. В Этнографическом музее, тогда он был частью Русского музея, большая вода поглотила целые коллекции, которые тогда хранились в подвальных помещениях. Уникальный кадр — на веревках и на земле во дворе Русского музея сушат вещи и ковры. Многие экспонаты потом реставрировали, некоторые восстановить так и не удалось.
«Это безрукавка кабардинца, между прочим, вещь, которая была подарена императрице Марии Федоровне в 1888 году во время путешествия по Кавказу. Видно следы того, как это все залиняло. Вот это результат наводнения», — подчеркивает заведующая отделом специализированного хранения Российского Этнографического музея Елизавета Нератова.
За всю историю Санкт-Петербурга наводнений было больше 300. И причина не в паводках, как думали раньше — виноваты циклоны и приходящий вместе с ними ветер в Балтике. Он нагоняет волну в Финский залив. И чем сильнее ветер, тем ее больше. Тогда метеорологи предупреждали о наводнении, но недооценили его силу.
«Это вечер 22 числа, вот циклон уже вышел к Датским проливам. Все ближе и ближе к Петербургу. И вот здесь уже в утренние часы. Он начинает выходить на юг Ботнического залива и выходит на территорию Финляндии и именно по югу проходит. Это самая страшная траектория: Балтика уже раскачана, подъем воды уже есть и тут выходит новая порция, которая начинает снова гнать всю эту воду», — отмечает начальник Гидрометцентра Санкт-Петербурга Александр Колесов.
В Ленинграде в результате замыканий электричества десятки пожаров, не работает телефон, остановился транспорт, под водой Невский проспект, тогда Проспект 25-го Октября. Там всплыли деревянные бруски мостовых. Вода спадет к утру. Позже главную улицу города заасфальтировали. А правительство задумалось о строительстве дамбы. Затем война, долгие годы восстановления, и только в 80-х к этой задумке вернулись. Это была стройка всесоюзного значения. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть, но потом развал Союза и наконец в 2011 году Комплекс защитных сооружений ввели в эксплуатацию.
«Самое опасное наводнение наводнение случилось в первый же год после ввода в эксплуатацию в 2011 году, тогда уровень мог подняться на 2 метра и 94 см. Конечно, боевое крещение прошла вся команда и сооружение, поскольку сила волны и удар волн были настолько сильные, что все сооружение гудело. Представьте себе эту мощь стихии, когда она бушует», — рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Игорь Полищук.
За это время дамба предотвратила 35 наводнений. Длина комплекса 25 км, два судопропускных канала, 66 затворов, двухкилометровый морской тоннель — первый в России. О том, что на Петербург надвигается нагонная волна, здесь узнают за 68 часов до подхода воды к городу.
Настоящие морские ворота Северной столицы. Когда возникает угроза наводнения, эти многотонные затворы закрываются и опускаются на дно, преграждая путь нагонной волне. И пока сооружение закрыто, кораблям приходится ждать, когда отступит стихия.
Если тучи по-петербургскому обычаю частые гости Северной столицы, то вот для наводнений главные морские ворота города наглухо закрыты. Дамба, словно защитница, взяла под свое крыло многомиллионный мегаполис. А значит, его жители могут спать спокойно — она спасет Петербург от всех наводнений. Даже тех, что приходят раз в 100 лет.