Что скрывала картина «Последний день Помпеи» до масштабной реставрации

24 сентября  16:49 Культура

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Шедевр Карла Брюллова «Последний день Помпеи» заиграл яркими красками. Именно теми, какими их положила на холст рука мастера. В Русском музее завершили самый амбициозный реставрационный проект последнего времени. Специалисты восстановили утраченное, сняли слои лака, исказившего задумку художника. Процесс реставрации сам стал на время работ – музейной инсталляцией, привлекая посетителей.

Реставрационная мастерская стала частью экспозиции. Специалисты трудились в прямом смысле за стеклом. Говорят, настолько привыкли к вниманию посетителей, даже жалели, что не предусмотрели маленького окошка для справок.

«Даже мы в какой-то момент поняли, что не очень правильно рассчитали конструктив стекла. Наши маленькие посетители очень хотели с нами пообщаться. Мы не вступали в диалог, но это было интерактивное общение», – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Главная задача реставрации – утоньшение высохшего лакового покрытия. Термин точно подходит для тонкой работы. Речь идёт даже не о миллиметрах, а о микронах. Важно, что на картине нет главного героя, при этом максимально прописан каждый персонаж. Например, юноша, пытающийся поднять свою мать – это Плиний Младший. Он реальный участник тех событий. Он выжил, а история хранит его воспоминания. Реставраторы рассказывают, что сами удивлялись, как удалением лака менялось восприятие картины – тот случай, когда сюжет действительно заиграл новыми красками. Утоньшение лака это по сути снятие пленки, которая меняет цветопередачу.

«Вот всадник на белом коне – он был реально весь оливковый. И обнаженное тело, и плащ, и даже изображение тела лошади – всё было оливково-жёлтого цвета. Всё настолько было сближено. Отношения другие совершенно, и сразу группа персонажей попадает в тот план, что и задумывал автор», – отметила ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Государственного Русского музея Ольга Клёнова.

Один их персонажей картины – художник. Это – автопортрет Карла Брюллова. Также по легенде сразу в четырех женщинах спрятан образ его возлюбленной – графини Самойловой.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сейчас реставрация завершена, продолжаются работы по восстановлению рамы. Она разделена на несколько частей: самая легкая весит 200 килограммов. В музее признаются, это – один из самых амбициозных проектов последних лет.

«Реставрации бывают разные. Бывают эпизодические, технические, которые тоже нужны. Но мы впервые завершили опыт реставрации абсолютно подлинно-научной. Когда мы обнаружили 4 слоя поверх брюлловского основного слоя – невероятно просто», – рассказала директор Государственного Русского музея Алла Манилова.

Впервые мир увидел творение Брюллова почти два века назад. Картину экспонировали по всей Европе. Говорят, художник не мог передвигаться по Парижу или Милану – его узнавал каждый. И критики тогда резюмировали: «Последний день Помпеи» стал Первым днём для русской кисти.