Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Жизнь там не затихла, но часть ее теперь скрыта от любопытных глаз под строительными лесами. Восстановление гранитного фасада Петропавловки — одни из самых крупных реставрационных проектов последних лет. Объем работ грандиозный. Общая протяженность стен, выходящих на Неву — почти километр. Почему этим, как казалось, нерушимым стенам потребовалась помощь? Когда нам снова откроется любимый открыточный вид Петропавловской крепости?
Первое, что рассказывают туристам за невскими воротами крепости — это грандиозная реставрация, которая по масштабам и размаху сравнима только с той, что была во времена правления Императрицы Екатерины более двух веков назад. Петропавловская крепость — памятник всемирного наследия, несмотря на проводимые работы, продолжает жить обычной жизнью, но часть ее скрыта от глаз посетителей.
Начавшиеся около двух лет назад спасательная операция и сейчас в самом разгаре. Строительные леса остаются почти на всей невской или парадной части крепостной стены, обращенной к Дворцовой набережной. Это почти километр — Иоанновский равелин, Невская куртина и бастионы Государев, Нарышкин и Трубецкой.
Екатерининская куртина — единственная полностью готовая часть крепостной стены. На ее реставрацию ушло чуть больше года. Такие быстрые работы здесь объясняют тем, что стена, перекрытая сверху металлической кровлей, сохранилась настолько хорошо, что не пришлось разбирать гранитные плиты. Чего не скажешь об остальной части.
Чтобы добраться до наиболее пораженных участков стены, пришлось аккуратно снять обшивку — гранитные блоки весом от полутоны до трех пронумеровать и сложить в строго определенном порядке. Кирпичная, еще петровской эпохи кладка, на которую опирались гранитные гиганты, местами превратилась в труху и грозила обрушением. Специалисты провели разбор и обновление стены.
«На некоторые места, например, на Государевом бастионе требовались разборки гранитных плит и демонтаж кладки на глубину. Если мы говорим про контактную зону облицовки и кирпичной кладки, то мы кирпичную кладку разбирали. Если считать сверху, то наверное где-то метров на пять», — рассказал заместитель генерального директора по строительству и реставрации Государственного музея истории Санкт-Петербурга Андрей Строев.
Неожиданные сложности, возникшие при демонтаже, сдвинули сроки сдачи объекта до 2026 года. Так, например, проблемы возникли на Иоанновском равелине, где потребовалось укрепление стены из-за отсутствия фундамента под угловой частью.
«Был откопан фрагмент стены, мы дошли до фундамента существующего исторического. И недостающую часть подлили железобетоном», — добавил Андрей Строев.
Примерно такие же проблемы со стеной уже возникали более двух столетий назад. Тогда, решив защитить кирпичный фасад от капризного климата, императрица Екатерина II приказала заковать бастионы, куртины и равелины в гранитный щит. В 18 веке инженеры Петербурга придумывают уникальное приспособление — металлический перрон, который одним раздвоенным концом цеплялся за блок, другим, проходя насквозь, фиксировался с обратной стороны стены. Маленькие кованные атланты Петропавловки сотни лет держали кирпич и гранит вместе.
«Это действительная была огромная масштабная стройка. Дело в том, что эти перроны, они длиной до 1,80 и конструкция говорит о том, что невозможно их было завести в кирпичную стену без ее разбора и закрепить эти блоки. Стены, очевидно, стесывали», — подчеркнул ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга Родион Зеленков.
Фасад Нарышкина бастиона сейчас практически неузнаваем и разрушения здесь особенно заметны. Этот процесс ускорила ежедневная петербургская традиция полуденного выстрела. При каждом пушечном залпе стена терпит колоссальное динамическое давление.
Скоро сигнальные орудия перебазируют на Государев бастион и за дело примутся реставраторы. На очереди и другие объекты крепости. У сотрудников разместившегося здесь Музея городской истории нет сомнений, что место рождения империи и ее столицы, грозная крепость в прошлом и музей под открытым небом в настоящем, постепенно обретет свой исторический вид.