Театр балета Бориса Эйфмана представил постановку «Преступление и наказание»

19 сентября  12:15 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Мировая премьера. На сцене Александринского — Театр Балета Бориса Эйфмана представил постановку «Преступление и наказание». Впервые в творческой карьере мастер отошел от классической музыки и для этого спектакля выбрал произведения советского композитора Бориса Тищенко.

«Не убий!» — гласит шестая заповедь закона божьего. И всякий нарушающий ее отрицает абсолютную ценность жизни — неприкосновенного дара Всевышнего. Но наказание за преступление наступает не по ту сторону жизни, а в мире настоящем. И расплатой порой становится страшный суд вершимый совестью.

Это скорее балет-размышление на тему человеческой природы и морали. Однако переосмыслить глубокую философию в танцевальной пластике дело не простое. Но как признался балетмейстер Борис Эйфман к постановке самого «не балетного» романа Достоевского он шел всю свою творческую жизнь.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Все в этом романе построено на философских идеях. Но это не балетные идеи. Это проблемы борьбы добра и зла, бога и дьявола. И я очень счастлив, что я это сделал. Потому что именно вот эти проблемы, эти трудности, дали мне возможность найти какое-то новое решение. И открыть для себя новые возможности для развития балетного театра в целом», — подчеркнул художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Борис Эйфман.

В пластической версии романа Борис Эйфман создает новое самобытное произведение. Танец растерянного бывшего студента в исполнении Владимира Афоничкина зеркально отражается в танце злого гения. Его темная сторона оживает и существует на сцене одновременно со светлой. И теневой образ Родиона Раскольникова находит свое воплощение в танце брата-близнеца исполнителя главной партии.  

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Чтобы передать такой точный сюжет, такую точную картину понимания Раскольникова, он разделил его на две личности — светлая и темная личности. И вот темная личность, это такая змея, которая является Раскольникову в видениях и заставляет его убивать, заставляет его чувствовать себя жалким», — рассказал солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель партии Раскольникова Владимир Афоничкин.

Совершив преступление, герой разрушает высший моральный закон. Но спасение есть. Целительной для него становится жертвенная любовь Сони Мармеладовой. Надломленность хрупкой души своей героини актриса Любовь Андреева выражает через ломаные линии танца.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Эмоционально зритель должен понимать о чем идет речь. И все движения сломанные, не такие допустим залигованные и не такое это адажио или легато как у Дуни. Опять же чтобы это были разные образы», — отметила ведущая солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, исполнительница партии Сони Мармеладовой Любовь Андреева.

Постановка самого петербургского романа пропитана особым духом и образом города на Неве. Художник Зиновий Марголин не будучи литературоведом абсолютно точно, нашел один из важнейших символов романа. Это мрачные лестницы петербургских парадных. Своего рода мерило поступков героев. Скупое северное солнце и тусклый блеск фонарей ночного города оказали влияние на световое оформление  спектакля. Каждая из самых узнаваемых улочек имеет свой неповторимый оттенок.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Мы даже когда ставили спектакль говорили: это Сенная площадь, это он идет по Графскому переулку, здесь он идет по Владимирскому проспекту. То есть вообще вся эта история про Петербург», — рассказал художник по свету Глеб Фильштинский.

Спектакль — это не пересказ книжного сюжета, говорит Борис Эйфман, а скорее попытка интерпретации не только Достоевского, но и библейских истин, которыми пропитана каждая мысль его романа. И сегодня как никогда человечеству нужно вновь обратиться к идее ценности человеческой жизни.