Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Во время Гражданской войны её сняли со стен Гатчинского дворца и накатали на вал. В силу обстоятельств такая консервация произведению искусства на пользу не пошла. Появились прорывы и изломы. Петербургские реставраторы не побоялись взяться за сложнейшую работу.
«Здесь есть и брюшной, и глазной, все знают эти медицинские скальпели. Они используются в хирургии, в медицине, а наша профессия рядом с медициной. Но там лечат людей живых, а мы лечим неодушевленных», – отметил реставратор масляной живописи музея Академии художеств Павел Александров.
Сегодняшний пациент имеет обширную историю болезни, над которой Павел Александров вместе в коллегой Ольгой Харитонова работают уже полтора года. Сначала – техническая реставрация. Это очистка от следов папиросной бумаги и крепкого клея. Так картину законсервировали 70 лет назад во время аварийной реставрации. Среди осыпающейся краски, была обнаружена складка, образовавшаяся из-за плохого натяжения на раму. Эту часть собирали, словно мозаику. Растягивать холст приходилось медленно, а отслаивающиеся кусочки краски, сразу возвращать на свои места.
«Вещь уникальная. Ещё до натяжки на вал вещь была в тяжелом состоянии. У неё был очень толстый слой лака. Вещи раньше постоянно подновляли. Лак темнеет и вещь становится постепенно не видна, и ее покрывали новым слоем. Поверх грязи и копчения», – отметила реставратор масляной живописи Музея Академии художеств Ольга Харитонова.
Таким образом картина похожа на слоёный пирог и лоскутное одеяло одновременно, ведь лаком покрывали не всю поверхность, а отдельные участки. Чтобы отделить слои разных эпох, реставрационные работы ведутся под ультрафиолетовым свечением. Зеленым светятся участки с лаком, которому 50 лет, а под более темными тонировками находится авторское покрытие.
«Картина была укреплена, расчистка, снятие поздних тонировок, которые мешали общему восприятию произведения. В данный момент мы занимаемся тем, что готовим её для дубляжа, для этого надо подводить реставрационный грунт. Сейчас я покажу где это и как это происходит. Утраты имеют свои границы. Наносится специальный реставрационный грунт. Далее грунт вымывается так, чтобы грунт не заходил на авторскую живопись», – отметил реставратор масляной живописи Музея Академии художеств Павел Александров.
Заключительный этап «лечения» картины – подбор цвета. Это самый тонкий момент – краски должны полностью соответствовать первоначальной палитре автора. С хирургической точностью реставраторы заполнят утраты, и тогда полотно можно будет считать исцелённым. По плану в 2025 году картина «Избиение младенцев» Луки Джоржано будет представлена в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Впервые за сто лет зрители смогут оценить и величие замысла живописца, и масштаб работ реставраторов.