Не только хранить, но и доставлять секреты: служба специальной связи России отмечает 85 лет 

4 августа  07:40 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
85-летие отмечает Служба специальной связи, по-другому — фельдъегерская служба. Официальная дата образования — 1 августа 1939 года.

Впрочем, секретные государственные депеши и ценные грузы требовалось доставлять во все времена. Так что исторически спецсвязь появилась столетия назад, а местом ее рождения по праву можно считать Санкт-Петербург, ведь именно Пётр Первый своим указом утвердил создание специальной курьерской службы еще в 1716 году. Современные фельдъегери чтут традиции. В главном их миссия вроде бы не меняется, хотя сегодняшнее время ставит новые задачи, и требует новых навыков.

Как легендарный почтальон Печкин, эти почтальоны посылку просто так не отдадут.  На стрельбе в виртуальном тире в «молоко» не попадают — меткость как у бойцов спецназа. В реальной жизни и оружие настоящее. В кобуре — заряженный ствол, в баулах — миллионы и ключи от банкоматов Петербурга. Эта команда спецсвязи на бронированном автомобиле в отличие от обычных почтальонов и курьеров остановки в пути не делает и за кофе не заезжает.

«Мы не имеем права и никогда не делаем какие-то отступления от маршрута, всегда двигаемся четко. Без обеда, без ничего, сделал работу — свободен. Самое главное — внимательность. Мы перевозим не продукты, а перевозим ценности, золото, бриллианты», — отмечает фельдъегерь отдела спецперевозок и денежной наличности спецсвязи Юрий.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Почтовый спецназ смотрит в оба, и не только водитель. Телевидение на борту — только в честь праздника. Обычно чужих здесь не ждут и дверь не откроют.

«Есть у нас определенные свои стучалки, которые можно понять, свой это человек идет или не свой. В дороге может угрожать все, что угодно — и ограбления, и аварии», — говорит сотрудник отдела спецперевозок и денежной наличности спецсвязи Максим.

За каждым автомобилем наблюдают из центра управления. Любая задержка или остановка — на перехват вылетит ОМОН. Только, говорят, в Петербурге такого еще не было. Во-первых, в городе спокойно, во-вторых, на рейсах — профессионалы.

«Вежливые, аккуратные, педантичные. Чисто питерский коллектив, который выполняет поставленные задачи в любое время дня и ночи, в любую погоду», — делится начальник производственного отдела спецсвязи Олег Смотрин.

С задачей справляются уже 85 лет. Современные фельдъегери спецсвязи — наследники императорского фельдъегерского корпуса. Через их руки проходила вся тайная переписка  российской короны.

«При создании военно-полевой службы Петр Первый в примечании написал «еще необходимы курьеры, молодые крепкие и твердые — то есть, благонадежные», — рассказывает заведующая отделом документальных фондов Центрального музея связи имени А.С. Попова Надежда Лосич.

Форма, оружие и горны как в армии. Уважали и даже боялись — когда говорил фельдъегерь, замолкала вся округа.

«Они перевозили драгоценности, при заключении мира с Турцией и Россией при Екатерине  Второй использовались подарки, и это все фельдъегерская связь осуществляла», — добавляет заведующая отделом документальных фондов Центрального музея связи имени А.С. Попова Надежда Лосич.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Хранится в музее и транспорт, которым пользовались фельдъегери при императоре Конечно, тогда никаких бронированный автомобилей. Повозка с открытым верхом для самых закаленных. На месте нынешнего значка спецсвязи — герб Российской империи.

В годы Великой Отечественной пересели на велосипеды, а если требовал долг, шли пешком по полю боя. Штабы армии и фронтов меняли дислокацию, а спецкорреспонденция все равно их находила. В осажденном Ленинграде фельдъегери доставляли самое ценное — хлебные карточки.

«Служба не останавливалась ни на один день, обрабатывали корреспонденцию в подвалах при свечах», — отмечает ведущий специалист контрольно-ревизионной группы спецсвязи Виктория Каверина.

Сегодня им по-прежнему доверяют дорогое. Олимпийские медали, кубок Дэвиса и кубок Гагарина, скрипка Страдивари, шлем Ивана Грозного, шедевры Рембрандта — они точно знают, какие посылки не кантовать. Самым древним клиентом спецсвязи стала мумия мамонтенка Любы с полуострова Ямал. Петербургские спецсвязисты — сегодня их уже 450 — курсируют между комитетами, министерствами, консульствами, привозят медали фронтовикам и билеты ЕГЭ — выпускникам. Оборот ценных и секретных грузов в нашем городе достиг 20 тысяч отправлений в год. Невыполнимых задач нет.

«От Петербурга с использованием тральной техники негабаритной серьезный груз был доставлен до берегов Охотского моря, в дальнейшем на пароме был доставлен на Камчатку. По карте три шага, а в реальности? Заняло порядка месяца», — рассказывает руководитель регионального управления специальной связи по Северо-Западному региону Дмитрий Дёмин.

Изменилась скорость, виды транспорта, на шевронах приземлился сокол —как символ стремительной доставки. А вот девиз неизменен с петровских времен — «Промедлить — значит, потерять честь».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

За очередной секретной депешей спешит агент Коркка. Прекрасного пола в петербургской спецсвязи пока всего 7 процентов от коллектива. Строго по инструкции — тайна скрывается за семью печатями. Чемоданчик курьера пломбируется перед выездом. Откроют только при получателе.

«Если мы говорим про секретные отправления, то мы и так знаем без адреса, без всего, где это находится, это наша работа», — говорит фельдъегерь Виктория Коркка.

На службе Виктория больше 15 лет. Говорит, в Петербурге даже на такой серьезной работе находится место романтике.

«Я лично привозила ценную посылку и там очень были рады нас видеть. Там были обручальные кольца, и свадьба была в этот день», — вспоминает фельдъегерь.

#служба спецсвязи