Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Большинство из этих работ Кандинского в России практически никто не видел. Галерист Павел Башмаков тщательно собирал их в течение десяти лет на аукционах Западной Европы. Коллекция ломает стереотипы о почерке великого мастера, известном петербуржцам по экспозициям в Эрмитаже и Русском музее.
Такого Кандинского мало кто знает. Все привыкли к его абстрактным работам, наполненным геометрическими фигурами, цветом и эмоциями. И вдруг такой лаконичный, лубочный стиль. Это ксилографии мастера – рисунки, вырезанные на дереве и затем напечатанные на бумаге.
«В Эрмитаже замечательные полотна Кандинского есть. Но они охватывают только ранний период его творчества. Вот, например, ксилография такая, какая представлена у нас, она дает совершенно другое представление об этом художнике. Это воспоминание о его этнографических путешествиях на север, в Вологодскую губернию, в северные уезды», – сказал галерист Павел Башмаков.
Василий Кандинский родился в Москве и получил блестящее юридическое образование. Художником решил стать только в 30 лет. После того как в Большом театре услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». В автобиографической книге «Ступени» Василий Васильевич вспоминал: «Мысленно я видел все мои краски. Они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».
«Он был синестетом. Синестезия – это свойство уникальное достаточно, которое свойственно 5-10 процентам людей на Земле, которые могут слышать звук не только как звук, но и как цвет. И видеть эту музыку. И слышать цвета», – отметил Павел Башмаков.
«Фактически мы видим фотографии музыки, можно сказать, написанные человеком. Это уникальная авторская подача материала, поэтому для меня это, конечно, шедевральная история с точки зрения эксклюзива», – добавил посетитель выставки Лев Межлумян.
Василий Кандинский считал, что каждый цвет вызывает душевную вибрацию, которую человек способен почувствовать. Так, белый – это молчание, которое полно возможностей. Желтый может тревожить, а синий пробуждать высшие духовные устремления. Чтобы усилить эффект восприятия, на выставке оживили полотна мастера и добавили музыкальное сопровождение.
Особенность экспозиции в том, что на ней представлены работы Кандинского всех трех периодов его творчества. Период Всадника – ранний, малоизвестный зрителю. На картинах преобладают всадники, березки, девушки в кокошниках и другие родные сюжеты. Период Круга – самые узнаваемые работы с геометрическими фигурами. И период Биоморфной Абстракции в течение которого мастер изображал космические миры.
«Я знакома с работами Василия Кандинского. Я очень люблю этого художника, это мой самый любимый художник. Увидеть такое количество работ в одном месте и разные периоды – это огромное удовольствие», – отметила посетительница выставки Мадлен Мартынова.
Работы Василия Кандинского воспринимаются свежо и современно даже в нашем цифровом веке. Кстати, одну из нейросетей назвали его именем. С ее помощью пользователи могут генерировать изображения по текстовому описанию.
«Классик он и есть классик. Что в литературе, что в музыке, что в живописи, в графике. Это базис, на котором зиждется все будущее. Сейчас у нас цифровая эпоха. Какая будет следующая – мегацифровая, псевдоцифровая – никто не знает. Она придет просто. Но при этом без прошлого нет настоящего и нет будущего. Надо знать великих художников прошлого, которые заложили тот базис, который используют современные художники», – сказал Павел Башмаков.
Василий Кандинский также остается одним из самых дорогих русских художников. Его «Картина с белыми линиями», написанная в 1913 году, в 2017-м была продана на аукционе «Сотбис» за 41 миллион долларов.