Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Нежно-розовый тон, длинный подол, цветы, кажется, еще хранят сладкий аромат. На самом деле, в саду они никогда не росли — это сложная драпировка атласной ткани. Платье последней российской императрицы Александры Федоровны потребовало долгой реставрации.
«Складки, разрывы, их надо было и разгладить, и укрепить, где-то заклеить, где-то зашить, расправить цветы, которых здесь великое множество. При помощи шпателя электронагревательного, определенных растворов – смачивался, разглаживался, и обратно фиксировался на прежнее место», – рассказала заведующая Лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Марина Денисова.
А вот костюм Марии Федоровны, жены Александра III. Совсем другой по цветовой гамме. Благородный бархат, золотая тесьма, рюши — она любила четкие формы и строгие линии, умело сочетала эксперименты и классику.
«Она не боялась, например, в возрасте 40+ надеть платье из красного крепдешина с черным кружевом шентелией, эффектов она таких не боялась, действительно. У нее была прекрасная фигура, прекрасная осанка», – рассказала заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Нина Тарасова.
По этой причине манекены делают на заказ. Современный и общепринятый, но немного сутулый силуэт не подходит старинным платьям. Как и твердый пластик — нужен материал мягкий на ощупь. Только для этой выставки изготовили несколько сотен таких моделей.
Мы идем вперед, и как по учебнику истории можем проследить эволюцию российской моды. Вот этот полумрак, кстати, неслучаен. Вековые ткани хрупкие, яркий свет может им навредить. Здесь установлены датчики движения, если все замирает, наряды тоже погружаются в темноту.
В этих платьях скрыты и образы первых красавиц империи, и истории тех, кто обычно остается за кадром. Экспозиция посвящена хранителю Тамаре Коршуновой — над похожим проектом она работала в последние годы жизни. Именно она нашла этот костюм от кутюрье Надежды Ламановой, а еще десятки бесценных экспонатов.
«Она нам пробивала право покупать вот эти новые одежды двадцатого века и все остальное. И она-таки все сделала, пробила, и сейчас значительная часть того, что выставлено – это благодаря ее усилиям», – отметил Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Прекрасные платья для «Прекрасной эпохи» — так называется рубеж девятнадцатого-двадцатого веков. Но само название «бель-эпок» появилось позже. Истерзанная Первой мировой Европа ностальгически вспоминала мирную жизнь с ее торжественными приемами и балами.