Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Императрица, которая не стеснялась мыть пол на глазах у подчиненных. За 30 лет, говорят коллеги, Людмила Белова создала сеть уникальных петербургских музеев, сохранила редчайшие артефакты ушедших эпох.
«По итогу посещения руинированных квартир у нас появились и камины. Они просто с грузовыми машинами, Белова это все организовывала, они подъезжали к этим домам. Все, что можно было спасти, ручки уникальные, все это откручивалось и привозилось в музеи», – отметила директор музея «Особняк Румянцева» Татьяна Шмакова.
Смольный собор — одна из бесспорных драгоценностей Северной столицы, по словам очевидцев, буквально воскрес благодаря стараниям Людмилы Беловой.
«Там находились складские помещения, и памятник разрушался. И пусть там была не очень подходящая для культового места экспозиция «Ленинград. Вчера. Сегодня. Завтра». Там были турбины, машины – это постоянные протечки, там не было отопления, там наши сотрудники работали, они приходили в тулупах», – отметила директор музея печати Санкт-Петербурга Валентина Демидова.
Вековой юбилей легендарного директора музея Петербург отметил полуденным выстрелом пушки Нарышкина бастиона.
Петропавловская крепость, по словам специалистов, лучшая иллюстрация таланта музейщика. Руководить городским музеем истории она пришла в 1954-м — и спустя три года открыла отреставрированный собор.
«Это правда – они выдавали, даже не могу представить, как можно было сделать сколько-то филиалов, почти каждые несколько месяцев очередную выставку», – рассказала дочь Людмилы Беловой Надежда Белова.
Регулярные командировки, совещания — ее мама, вспоминает Надежда Белова, даже в отпуск ездила в научные экспедиции. Дома проверяла не ее школьный дневник, а рабочую корреспонденцию.
«Все деловые письма, которые приходили на музей, она садилась в кресло, включала новости, и расписывала», – отметила Надежда Белова, дочь Людмилы Беловой.
На Заячьем острове Людмиле Беловой было тесно. Своей энергией она оживляла забытые уголки Ленинграда, возвращала городу забытые имена.
«Как, например, музей-квартира Блока, который открыт в 80-м году. Блок же тоже такой немодный писатель был, знаете. Она все время шла через такое преодоление стереотипов, любви к чему-то одному и нелюбви к чему-то другому», – рассказала директор музея «Особняк Румянцева» Татьяна Шмакова.
Последним местом работы Людмилы Беловой стал музей обороны и блокады Ленинграда. Одну из важнейших для города экспозиций она создавала с нуля.
«Тогда в начале 90-х по объективным причинам стали закрываться в том числе и школьные музеи, музеи на предприятиях. Благодаря ее связям многие коллекции таких учреждений пришли в фонды возрождаемого музея обороны Ленинграда», – рассказала главный хранитель государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Анна Савельева.
Людмила Белова не только отстаивала архитектурные памятники. За долгие годы работы в топонимической комиссии она приняла активное участие в возвращении исторических имен улицам любимого города.