В Петербурге показали Пушкина таким, каким его еще никто не видел

6 июня  23:14 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Торжественные мероприятия, посвященные юбилею солнца русской поэзии сегодня проходили с самого утра. Говорили о творчестве Пушкина и на полях Петербургского международного экономического форума. В студии нашего телеканала обсудили новый проект «Пушкин Цифровой». А Русский музей подготовил масштабную выставку посвященную жизни великого поэта.

Сколько читателей, столько и Пушкиных. Но такого Пушкина еще никто не видел. Даже привычный нам памятник работы Аникушина зазвучал иначе, приглашая посетителей в нескольких сотнях изображений увидеть своего поэта, его современников, и его Петербург. Так что речь не только о солнце русской поэзии.

…Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом…

В таком множестве бюстов, скульптур и портретов угадывается основная примета: Александр Сергеевич никуда не уходил. И художники продолжают браться за кисти, чтобы показать миру гения. На уровне шедевра.

«Здесь очень много картин, живописи, скульптуры, принадлежащих нашим гениям. И Боровиковский, и Кипренский, Айвазовский, Репин, Суриков, если мы говорим о 19 веке. О первой половине, второй. И Моисеенко. И все если мы говорим о 20 веке. Все, кто создавал в изобразительном искусстве пушкиниану», – сказала генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Более четырехсот бесценных раритетов из запасников Русского музея. В таких масштабах экспозиция, посвященная национальному гению, выставляется впервые. Казалось бы, Пушкин изучен досконально. Но даже здесь своей многогранностью удивил опытных музейных работников.

«Для нас самих это было легкой неожиданностью – обнаружилось очень значительное количество произведений связанных с Пушкиным. Вытащили из фондов и показываем Пушкина в скульптуре. Очень многогранно и разнообразно. Каждый из скульпторов, который работал над образом Пушкина, избирал для его характеристики тот или иной нюанс», – объяснил заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Герой у разных авторов схож не только бакенбардами, курчавостью, страстным африканским взором. У всех он с лицом вдохновенным. Как заметил английский писатель «Красота в глазах смотрящего». Вот основоположник русского литературного языка на полотне Григория Чернецова. Среди 223 своих современников. Написан с натуры. А вот Пушкин и кот его ученый. Неподалеку персонажи его «Руслана и Людмилы». А вот Александр Сергеевич пришнл в гости к Николаю Васильевичу. В лаковой миниатюре.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Небольшая шкатулочка, выполненная федоскинским мастером Михаилом Григорьевичем Пашининым, которая изображает Пушкина в гостях у Гоголя. Возможно они вот так вот не сидели дружески за одним столом. Но любой художник народного искусства показывает самые позитивные стороны человеческого общения. Поэтому здесь они так дружески общаются», – сказала ведущий научный сотрудник Отдела народного искусства Государственного Русского музея Марина Сорокина.

Графически сдержан «наше все» в цикле работ сценариста, режиссера и художника Резо Габриадзе. Настрой этих работ, как в принципе, и всей выставки, можно было бы охарактеризовать одной фразой: «Пушкину, с любовью!».

#Пушкин #русский музей