Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Маэстро Йозеф Виллем Хаазен мастерски прибирает клавиши. По ним, как ни странно, стучат кулакам. Именно так издревле играют на одном из самых старинных музыкальных инструментах – карильолне.
Необычный музыкальный инструмент расположен на высоте 30 метров – в башне Петропавловского собора. В составе уникального оркестра полсотни колоколов, самый большой из которых весит свыше трех тонн. Все они звучат в диапазоне – 4,5 октавы, что позволяет играть совершенно разную по стилю музыку. В первый день фестиваля, например, над городом звучал Жеф Денейн «Ненаписанная прелюдия».
Йозеф Виллем Хаазен – мастер по обработке музыке для карильона. Он заново начал карильонную историю Петербурга. 23 года назад в Петропавловской крепости впервые за 150 лет зазвучали колокола.
Первый карильон приобрел еще Петр I. За голландские колокола он заплатил 45 тысяч рублей. Йозеф Виллем Хаазен добивался возвращение карильона в Россию в течение 6 лет. За это время он сумел не только в совершенстве овладеть русским языком, но и освоить российскую школу колокольных звонов.
«Когда человек знает свое дело, тогда несложно. Надо изучать, надо понимать гармонию, надо понимать, как работать с отзвуками, обертонами. Потому что каждый колокол имеет ряд обертонов», – рассказал карильонист, почетный директор Королевской школы карильона города Мехелен (Бельгия), профессор факультета искусств СПбГУ Йозеф Виллем Хаазен.
Соборная площадь Петропавловской крепости превратилась в концертный зал на открытом воздухе. В течение более двух недель каждый вечер здесь будет разливаться малиновый звон.
«Серебряный звон – это звон нежный, небольшие колокола с длинными прозрачными отзвуками. Какой звон мы называем малиновым? Самый разнообразный, самый мелодичный, самый изящный, весь сладостный такой звон. Мы на него скажем не красный, не серебряный – мы скажем малиновый, а это и есть полное описание звучания карильона», – рассказал карильонист, композитор Олеся Ростовская.
Концерты под открытым небом, говорят организаторы, состоятся при любой погоде. Хотя и с оговоркой, что с точки зрения акустики, повышенная влажность, конечно, нежелательна. Зато небольшой ветер, который почти всегда в Петербурге, наоборот помогает добиться легкой вибрации инструмента.