На восстановление Триумфальной арки в Пальмире может потребоваться не менее двух лет

4 апреля  19:55 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
На восстановление Триумфальной арки в Пальмире может потребоваться не менее двух лет. О предстоящих работах говорили сегодня. Специалисты Центра спасательной археологии института истории материальной культуры РАН представили методику исследования внутренней структуры объекта.

Проект исследования обломков арки представляет Заслуженный архитектор России Максим Атаянц. Его выступление синхронно переводят на арабский и английский – в конференции по видеосвязи участвуют представители ЮНЕСКО и Сирийской Республики. Суть предложений петербургских учёных чуть ранее пояснила для любопытных журналистов руководитель центра спасательной археологии института истории материальной культуры Наталья Соловьёва и попросила не удивляться, что пояснительная записка изобилует медицинскими терминами.

«Мы говорим, что по сути проводим УЗИ камня двумя способами – георадарным и акустическим. И когда мы видим на экране компьютера состояние, мы совмещаем это с визуальным осмотром камня и тогда выдаем диагноз», – отметил руководитель центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН, археолог Наталья Соловьева.

Продолжая аналогию, можно сказать, что у пациента в анамнезе обширные повреждения. После взрыва уцелело 40% конструкций. Ещё 40 разбросало взрывной волной по округе. И вот их состояние – главный предмет ближайших исследований. Оборудование, которое будет использоваться для этих целей исключительно российская разработка. В самой процедуре никакого новаторства – таким же способом оценивают, например, целостность конструкций опор мостов, когда подходит время технической поверки.

«Разница здесь, пожалуй, самая главная в том, что, как правило, архитекторы, строители, инженеры имеют дело с тем, что сделало время. Как правило, это землетрясение или что-то подобное, а мы имеем дело с последствиями злодейского намеренного разрушения», – отметил заслуженный архитектор РФ, участник проекта Максим Атаянц.

С первых дней сирийской трагедии локомотивом движения по возрождению утраченной жемчужины мировой культуры стал Государственный Эрмитаж. Его директор ещё тогда распорядился собрать максимум архивных документов, которые позволят в кратчайшие сроки поднять из руин творение древнеримских архитекторов, лишь только появится такая возможность. Эта воля по ходу развития проекта не ослабла ни на ньютон.

«Эта воля связана ещё и с теми условиями, в которых это всё происходит. Как вы понимаете, Сирия прямо сегодня находится под бомбёжкой. Но и в этих условиях всё равно продолжается реставрация. Есть воля. Есть воля у нас. Кроме того, каждый шаг, что здесь представляется, он не менее важен, чем сама реставрация», – рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Восстановление Пальмиры – проект международный, но ведущую роль российских и, конкретно – петербургских учёных в этом вопросе все участники концессии безоговорочно признают.

«Мы все должны вас поблагодарить, так как если бы не вы, ничего бы не сдвинулось с мертвой точки. Вы провели высококлассную научную работу и показали, что реконструкция сильно поврежденного памятника вообще возможна, и это хороший пример для всех остальных», – отметил эксперт ЮНЕСКО в области сохранения мирового культурного наследия Франческо Бандарин.

Что сейчас по-настоящему необходимо, говорят участники конференции – это понятный план работы с конкретными сроками начала и окончания. Эксперты утверждают, от старта до финиша пройти этот непростой путь можно за 2-3 года.

Проект возрождения величественного памятника истории культуры и архитектуры полон сакральных символов и смыслов и врастает корнями в петербургскую землю. Когда-то автор знаменитой Арки Главного штаба Эрмитажа Карла Ди Джованни Росси вдохновлялся идеями зодчих сирийской Пальмиры.

#Триумфальная арка