Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
«Во время боевых действий операция проводилась в Венгрии. Здесь мы видим операцию на бедре. Пациент лежит на столе системы Юдина, и вокруг него много врачей и медсестер», – рассказала преподаватель кафедры «Живописи и реставрации» Санкт-Петербургской государственной художественной академии имени А.Л. Штиглица Анастасия Березина.
Можно подумать, что так проходит курс подготовки военно-полевых хирургов. На самом деле – это реставрация. Которая всегда начинается глубоким погружением в историю создания произведения. Нередко в процессе изучения открываются очень любопытные детали.
«Очень интересно отметить, что картина написана на матрацной ткани, что нередко встречалось во время войны, в советское время, когда в качестве холста использовался любой материал», – подчеркнула Анастасия Березина.
Картина неизвестного автора, из собрания Военно-медицинского музея, на которой врачи борются за жизнь раненого бойца, теперь сама нуждается в реабилитации. За скальпель берутся опытные реставраторы из Художественной академии имени Штиглица. Им ассистируют студенты творческих вузов Петербурга. Необходимо починить прорывы, устранить деформации, укрепить красочный слой с грунтом. Задачу усложняет подрамник, снимать который нельзя из-за сжатых сроков работ.
О тонкостях более сложной реставрации студенты узнают на примере другой картины. Здесь пришлось не только снимать подрамник, но и дублировать холст на новый слой. Мастер-класс провел специалист с более полувековым стажем, в спасительном списке которого более сотни полотен из галерей Исаакиевского собора, Зимнего и Меньшиковского дворцов, Мариинского театра.
«Здесь довольно много операций для реставрации, которые студентам очень полезны. Например, вот эти прорывы ставить заплаточки, сделать укрепление с лицевой стороны – это довольно серьезная работа для студентов», – рассказал реставратор высшей категории, заслуженный художник России, почётный реставратор Санкт-Петербурга Владимир Стразов.
Познают студенты и секреты реставрации скульптуры. Всего за несколько уроков Юлия Галушкевич уже уверенно справляется со шприцем. Может легко инъектировать утраты и без труда восстановить красочный слой на гипсовой фигуре.
«Нужно провести укрепление, тонировку красочного слоя – там, где были утраты – и укрепить весь остальной бюст целиком после тонировок и после укрепления частного», – рассказала студентка 4 курса Санкт-Петербургского реставрационно-строительного университета Юлия Галушкевич.
У Военно-медицинского музея нет собственной мастерской. Инициатива Союза реставраторов России для них – настоящая находка. Благодаря проекту «Школа реставраторов» артефакты еще недавно хранящиеся в запасниках, не только обрели вторую жизнь, но и готовы принимать участие на выставках.
«Важно это потому, что в преддверии праздника Великой Победы 8 мая откроется выставка этих замечательных отреставрированных работ, которым реставраторы вернули эту жизненную силу. И в нашем военно-патриотическом комплексе «Медицина Великой Победы» эти работы будут представлены для посетителей», – рассказала специалист по связям с общественностью Военно-медицинского музея Карина Назанян.
«Наша школа – это прекрасный способ говорить о патриотизме через предметы. Это прекрасный способ воспитывать любовь к нашей русской культуре, к нашему искусству. И у нас, я считаю, что через вот такие научно-образовательные проекты это очень хорошо получается», – отметила ответственный секретарь Союза реставраторов России Мария Портнова.
За 7 лет существования проекта из подмастерий школы выросли сотни молодых профессионалов, которые с хирургической точностью проводят сложнейшие операции по оживлению икон, старинных картин и скульптур.