Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Почетные гости выставки первым увидели «Степана Разина». Это как если бы сам Суриков встречал своего правнука. Мятежного атамана автор наделил собственными чертами — получился своего рода эмоциональный автопортрет. А вот история к картине, которая смогла удивить Кончаловского.
«Он еще в 90-е годы съездил в Старочеркасск, где стоял Воскресенский собор, в стены которого были вмонтированы кандалы и цепи Степана Разина. Для того, чтобы вжиться в этот характер. И неслучайно говорят лицом Степан Разин похож», — сказал заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Знаменитый режиссер знал, что его прадед никогда на заказ не писал. Если портреты, то только близких и важных ему людей. Собирательные образы героев картин он наделял чертами родственников, потому для режиссера Андрея Кончаловского выставка картин Сурикова — словно семейный альбом. Знакомые черты открылись у картины «Посещение царевной женского монастыря».
Художник часто просил родственников позировать в качестве прототипов для персонажей. «Взятие снежного городка» Суриков писал в Красноярске, идею картины подал его младший брат Александр. Это он и изображен в богатой шубе. Но и тут не заметить сходство персонажа с режиссером Никитой Михалковым было нельзя. Андрей Кончаловский говорит, он чувствует какую-то особую связь с художником, а эти полотна играют для него совершенно другими красками, чем для четверти миллиона посетителей выставки. Прежде всего откликаются особыми воспоминаниями.
«Какие то вещи на стенах маминой комнаты, бабушкиной комнаты. Я все это помню тогда еще когда мне было 10-12 лет. Все это были знакомые вещи. Когда меня наказывали, то я глядел на это», — рассказал советский, российский режиссер театра и кино Андрей Кончаловский.
Кончаловский вспоминает, что многому учился у Сурикова — непревзойденного мастера сложных композиций. Художник в каждом лице видел свой смысл и пытался запечатлеть, когда еще ничего не случилось, но предчувствием пропитано все полотно. Суриков величайший драматург и режиссер, уверен его знаменитый кинопотомок.
«Каждый раз огромный пласт культуры, который нужно возобновить в душе и в голове. И узнать очень многое прежде, чем делаешь такую огромную работу, как эти большие картины. То же самое с большими фильмами», — добавил Андрей Кончаловский.
Эпицентром заключительного просветительского зала выставки стало генеалогическое древо, хорошо знакомое Андрею Кончаловскому. По экспонату можно представить российскую историю в лицах и фамилиях.
У генеалогического древа Михалковых-Кончаловских, представленного музею из личного архива режиссера Никиты Михалкова, всегда много людей. Посетители с интересом изучают родословную, в которой есть и имя великого художника. В творческой династии художников, писателей и кинематографистов можно найти даже членов императорской семьи — Александра Пушкина и Николая Гоголя.