Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Выставка в Арапском зале Зимнего дворца. Два комода екатерининской эпохи. Шедевры петербургских мастеров, созданные во второй половине XVIII века по заказу крупного промышленника Никиты Демидова. Оба предмета в исключительно прекрасной музейной форме. Сейчас. Драма в другом. Один комод — из частной коллекции. Счастливо пережил все исторические вихри в Италии. Другой прошел через тяжелые жернова времени на родине, в какой-то момент потерял даже имя, слыл беспризорником в музейных кругах и уже искалеченным попал в собрание Эрмитажа. И кажется, у него не было даже шанса, чтобы восполнить утраты.
«Попал со срезанным низом, еще до революции это все исчезло, не было вот этих замечательных накладок, не было наверху наборного вензеля. Но воссоздать мы не могли. Фотографии только имели. Одну маленькую фотографию из каталога», — сказала куратор выставки, заместитель заведующего отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Гусева.
Итальянский близнец время от времени возникал на зарубежных аукционах и снова пропадал на десятилетия. В 2021 году его приобрел и вернул в Россию коллекционер, антиквар Михаил Суслов. И именно этот комод взяли за образец реставраторы Эрмитажа. Они воссоздали деревянный фартук, изящные ножки в стиле рококо, отлили ручки, вернули наборный вензель. По серебряным накладкам итальянского брата восстановили такие же, но из золоченой меди. Сказочное преображение. Как в сказке, получился комод лучше прежнего. Это кстати, дискуссионный момент выставки. О чем и сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Привели его в вид более даже чем музейный. Я так понимаю, что и про это тоже выставка — до какой степени нужно восстанавливать вещь, если она изуродована и знать, как она должна была выглядеть. Это тоже одна из дискуссионных проблем. На самом деле все выставки у нас дискуссионные. Все они с острыми проблемами реставрации и интерпретации», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Впрочем, мастерство реставраторов бесспорно. Никаких толкований не вызывает и тот факт, что финал у этой истории действительно счастливый. После 150 лет разлуки эти раритеты впервые снова вместе.