Хранители истории: кто и как дарит документам вторую жизнь в петербургских архивах

10 марта  12:03 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Сегодня отмечается День архивов. В 1720 году Петр Первый подписал Генеральный регламент, положивший начало государственной архивной службе России. С праздником всех, кто посвятил себя сохранению уникальных документов, поздравил Александр Беглов. Он привел слова президента Владимира Путина: подлинные документы – это самые убедительные аргументы, а их открытый показ – достойный ответ тем, кто сегодня воюет с прошлым. Архивный фонд Петербурга – один из крупнейших в стране – более 12 миллионов единиц хранения. На Заневском проспекте строится новый архивный комплекс.

Перед лаборантом – уникальный документ 1874 года. Для того чтобы взять с него пробы, нужна предельная осторожность. Хрупкая бумага хранит следы времени и изрядно повредилась.

«Обращаем внимание на места с биоповреждением – пигментацией или налетами плесневыми налетами. Далее, нашу пробу надо посетить в заранее подготовленную чашку Петри», – рассказала заведующая сектором биологического контроля и дезинфекции архивных документов лаборатории обеспечения сохранности документов государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга Вероника Цитович.

Чашку помещают в специальную камеру. Есть ли на бумаге вредители – узнают только через неделю. А пока – в прямом смысле «пыльная» работа. Этот незамысловатый с виду процесс так и называют – «обеспыливание».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

За смену лаборант может очистить до 750 листов. На страницах могут десятилетиями жить насекомые, а еще прячутся иголки и скрепки. Всё это хранят, чтобы затем похвастаться находками.

После взятия проб документ отправляется на реставрацию. Сейчас, например, в работе карта XIX века. Сохранилась для своего возраста довольно хорошо. Однако загрязнения всё же глубокие. На первых этапах используют простую стирательную резинку. Буквально несколько аккуратных движений – и вот уже можно заметить разницу.

Кропотливый труд: словно хирурги, реставраторы используют скальпель и другие инструменты. В этом случае они нужны, чтобы разрезать холщовые нити и разделить листы. Сотрудники признаются: в процессе чувствуют себя исследователями.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Вот этот план – рукописный: чертежи нарисованы акварелью и текст написан железистыми чернилами», – рассказала заведующая цехом реставрации особо ценных архивных документов лаборатории обеспечения сохранности документов государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга Ирина Крицкая.

Вторую жизнь документам Ирина Крицкая дарит уже почти 30 лет. Сталкивалась и с неожиданными артефактами. Например, недавно к ней попали рукописные стихотворения Максимилиана Волошина. Говорит, встречаются и капризные документы. К каждому здесь – индивидуальный подход.

«Если мы обнаружим, что красочный слой неустойчив, нужно будет его закреплять. Закрепление –это процесс многократный, то есть он проводится в 2-3 этапа», – объяснила Ирина Крицкая.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

По соседству собираются укреплять ветхую карту, которая держится из последних сил. Помочь ей смогут особые листы – микалентная бумага. Она хоть и тонкая, но прочная. Но до этого нужно снять старые заплатки.

«Для начала нужно размочить всё вокруг: вот эти наклейки, клей. Это обычная дистиллированная вода. Здесь можем увидеть, что наклейка в принципе снимается хорошо», – рассказала

Ручной труд дополняет и различное оборудование. В итоге потёртые листы через несколько дней оживают и обретают парадный вид.

За год в порядок приводят 75 тысяч документов. Среди них – домовые книги, афиши, резолюции, а также личные дневники известных актёров и режиссёров.

#Александр Беглов