Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
17 декабря 1937 года в газете «Правда» выходит статья Платона Керженцева «Чужой театр». В ней – резкая критика всего творческого пути Мейерхольда.
«Чужеродное тело в организме советского искусства», единственный из 700 профессиональных театров, который обошел вниманием годовщину Октябрьской революции, «полный политический банкрот» – писал о режиссере Керженцев.
Несколько дней спустя труппа Мейерхольда устроила общее собрание – обсуждают и осуждают руководителя. Прямо, в лицо мастеру.
«Товарищи, я думаю, я считаю, что весь коллектив должен сказать, что такое театр больше не нужен советском народу. Он не нужен советскому государству. Этот театр чужой», – произносит герой постановки Валерия Фокина.
«Они понимали, что ничего не получается. Они выскочили из этой обоймы – они перестали быть популярным театром. Ну, и конечно, не надо делать из Мейерхольда ангела – он не ангел. Он был человек жесткий, особый», – подчеркнул автор спектакля «Мейерхольд. Чужой театр», художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Спектакль затрагивает вопросы взаимоотношения художника и общества, ответственности мастера перед собой и теми, кто за ним пошёл. В постановке реальные диалоги почти вековой давности переплетаются с воспоминаниями и фантазиями самого Мейерхольда. Его называли темным гением и Карабасом-Барабасом.
«Он собирал зрителей на репетиции, любил, чтобы на него смотрели. Он был для кого-то самовлюбленным. Но он любил публику и ради нее жил. Он придумал свой язык фантастический, менял амплуа. Он был богом», – рассказал исполнитель роли Всеволода Мейерхольда, актёр Владимир Кошевой.
Главная женщина в жизни режиссера – актриса Зинаида Райх. Ради неё он ставил свои великие спектакли, ей отдавал главные роли, пренебрегая, как говорили, другими талантами. Мастер обожал жену, в то время как многие упрекали её в меркантильности и расчётливости.
«Роль конкретно в этой постановке непростая, потому что собрание сложное. Нужно все время держать лицо и делать вид, что все в порядке, что нас это не касается. В этом моя роль – быть опорой для Мейерхольда», – рассказала исполнительница роли Зинаиды Райх, актриса Олеся Соколова.
В спектакле показано начало пути уничтожения Мейерхольда и его театра. Спустя полтора года, в июне 1939, реформатора сцены, создателя системы биомеханики арестовали. После пыток и допросов он подписал нужные показания и был расстрелян. Супругу режиссёра убили «неизвестные» через три недели после его ареста.