«Мейерхольд. Чужой театр»: что ждет зрителей на сцене Александринского театра

8 февраля  12:29 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
К 150-летию со дня рождения великого режиссёра и реформатора сцены. В Александринском завтра состоится премьера спектакля о жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда – «Чужой театр». В основе постановки Валерия Фокина – подлинные тексты стенограмм собраний и репетиций, а также воспоминания самого мастера.

17 декабря 1937 года в газете «Правда» выходит статья Платона Керженцева «Чужой театр». В ней – резкая критика всего творческого пути Мейерхольда.

«Чужеродное тело в организме советского искусства», единственный из 700 профессиональных театров, который обошел вниманием годовщину Октябрьской революции, «полный политический банкрот» – писал о режиссере Керженцев.

Несколько дней спустя труппа Мейерхольда устроила общее собрание – обсуждают и осуждают руководителя. Прямо, в лицо мастеру.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Товарищи, я думаю, я считаю, что весь коллектив должен сказать, что такое театр больше не нужен советском народу. Он не нужен советскому государству. Этот театр чужой», – произносит герой постановки Валерия Фокина.

«Они понимали, что ничего не получается. Они выскочили из этой обоймы – они перестали быть популярным театром. Ну, и конечно, не надо делать из Мейерхольда ангела – он не ангел. Он был человек жесткий, особый», – подчеркнул автор спектакля «Мейерхольд. Чужой театр», художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Спектакль затрагивает вопросы взаимоотношения художника и общества, ответственности мастера перед собой и теми, кто за ним пошёл. В постановке реальные диалоги почти вековой давности переплетаются с воспоминаниями и фантазиями самого Мейерхольда. Его называли темным гением и Карабасом-Барабасом.

«Он собирал зрителей на репетиции, любил, чтобы на него смотрели. Он был для кого-то самовлюбленным. Но он любил публику и ради нее жил. Он придумал свой язык фантастический, менял амплуа. Он был богом», – рассказал исполнитель роли Всеволода Мейерхольда, актёр Владимир Кошевой.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Главная женщина в жизни режиссера – актриса Зинаида Райх. Ради неё он ставил свои великие спектакли, ей отдавал главные роли, пренебрегая, как говорили, другими талантами. Мастер обожал жену, в то время как многие упрекали её в меркантильности и расчётливости.

«Роль конкретно в этой постановке непростая, потому что собрание сложное. Нужно все время держать лицо и делать вид, что все в порядке, что нас это не касается. В этом моя роль – быть опорой для Мейерхольда», – рассказала исполнительница роли Зинаиды Райх, актриса Олеся Соколова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В спектакле показано начало пути уничтожения Мейерхольда и его театра. Спустя полтора года, в июне 1939, реформатора сцены, создателя системы биомеханики арестовали. После пыток и допросов он подписал нужные показания и был расстрелян. Супругу режиссёра убили «неизвестные» через три недели после его ареста.