Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Если сфокусировать взгляд, например, на Петербурге, то из позитивных моментов стоит отметить уровень безработицы – у нас он один из самых низких по стране. Развивается промышленность и есть потребность в рабочих кадрах, наши вузы и колледжи работают в тесной связке с реальными производствами, то есть прицельно готовят специалистов для них. Развиваются высокотехнологичные предприятия – и это шанс найти работу, где ценятся штучные навыки.
Дмитрий Бичев – по образованию гуманитарий, но три года назад сменил белый воротничок на спецкомбинезон и встал к станку… Не балетному, само собой, а на линию по сращиванию фанеры. Через месяц ждёт повышения и в должности и, как следствие, в зарплате.
«Очень интересная работа. И с чертежами, и с продукцией. За вредность платят», – отметил оператор станков с ЧПУ Дмитрий Бичев.
Елена Банченко – коллега Дмитрия по цеху. Её трудовой стаж 10 лет. Говорит — есть с чем сравнить и о выборе места работы ни на миг не пожалела.
«Я работаю на крупном предприятии и более современных технологиях. Мне очень нравится работать, и я бы не хотела менять работу», – рассказала оператор автоматической линии сращивания Елена Банченко.
Их истории — внятный ответ тем, кто считает «работяг» неудачниками, а офисный стол — пределом мечтаний. «Непыльная работа» – это, конечно, не про завод, но зато здесь держатся за каждого сотрудника. Если ты умеешь что-то делать руками, не пропадёшь при любом раскладе. Если не умеешь, готовы научить. Причём обещают достойную зарплату с первого дня, без всяких: «на испытательном сроке по-минимуму, а там посмотрим».
«Мы его берем, обучаем от одного до трёх месяцев в зависимости от сложности, но берём сразу на нормальную ставку оператора», – рассказал руководитель производства Виталий Гусев.
Под портретом рабочего человека не просто так всё больше превосходных степеней. Сегодня вакансий, особенно в производственной сфере — вдвое больше, чем соискателей. Это значит, что человек ищет работу в два раза реже, чем она ищет его.
«Рынок труда изменился существенно. Стал рынком работника, соискателя. И предприятиям, в том числе и нашему, приходится трансформироваться. Для того, чтоб набрать в кратчайшие сроки высококвалифицированный персонал. Основную часть составляют рабочие и, конечно, основной упор мы делаем на поиск рабочих», – отметила заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – директор по кадровой политике и корпоративным коммуникациям Дана Коломыцева.
В отраслях высокотехнологичных несколько сложнее, а ведь здесь, что касается рабочих рук, тоже большой разрыв между спросом и предложением. Те, кто смотрит далеко вперёд, это прекрасно понимают и готовы реагировать на вызовы.
«Мы начали готовить наших специалистов чуть ли не со школьной скамьи. На самом деле мы приходим в школы – читаем лекции, мы приходим в институты – готовим студентов. Масштабируем работу с вузами и ссузами, мы вовлекаемся в написание образовательных программ, чтобы это было более релевантно для производства и не было большого разрыва», – отметила HR бизнес-партнёр по управлению персоналом Марина Докшина.
По проторённой HR-специалистами дорожке на завод пришла Софья Желнина. Вчерашняя выпускница петербургского химфарма, сегодня уже ведущий инженер-микробиолог крупного предприятия по производству лекарственных субстанций. На желаемый уровень доходов вышла фактически с первых дней трудоустройства и более того, имела по-настоящему шикарный список предложений по работе.
«Были очень важны условия — это зарплата, соцпакет, комфортные и современные условия труда и коллектив. Это тоже сыграло большую роль. Я влюбилась в своих коллег», – отметила ведущий инженер-микробиолог отдела контроля качества Софья Желнина.
Эффективным инструментом в условиях кадрового дефицита стал нацпроект «Производительность труда». Смысл его — точная настройка производственных процессов, которая позволяет выпускать больше качественной продукции за меньшее время. При этом не увеличивать штат и затраты. 245 петербургских компаний сегодня уже успешно внедряют эти принципы.
Чтобы готовить востребованных на рынке труда специалистов, меняться должны и учебные заведения. Тут речь не только о программах подготовки. Сама образовательная среда должна стать на порядок комфортнее.
«В действительности, двинулись мы с изменением политики в отношении кампусов не только к вузам – вузы все же федеральные, у них свои программы и свои источники финансирования. Мы начали менять ситуацию с нашими колледжами. И новая визуальная среда, и новый дизайн стиль наших колледжей», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.
Не случайно главная тема VIII Международного форума труда – «человеческий капитал». В вопросах его приумножения нет мелочей.
«Сегодня кто бы о чем ни говорил, но экономика стала человекоцентричной, без человека она не работает. И сегодня цена человека и в прямом, и переносном смысле имеет только одну тенденцию – к росту», – отметил Председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
Высокий уровень заработной платы — важный, но не единственный компонент для потенциально счастливого работника. В том числе об этом стенды профильной выставки, которая открылась на полях форума. В этом году её главной темой стала промышленная безопасность и развитие персонала. Ряд новаторских исследований в этой области представил старейший в городе вуз.
Специальный объектив, смартфон и программное обеспечение — собственность СПБГУ, с помощью фиксации микротремора зрачка глаза специалисты определят уровень стресса и профессионального выгорания.
Комфортные условия труда для соискателя уже сильно выше в списке ожиданий при выборе вакансии. И работодатели на это тоже стали обращать более пристальное внимание. Получается — мало нанять человека, нужно его удержать. Корпоративная культура, «экология» рабочего места не случайно попадают в список приоритетов в политике компаний, которые думают о будущем.
Это реалии растущей экономики, где кадровый дефицит называют одним из главных факторов, тормозящих развитие страны и её технологической независимости. Решить этот вопрос только за счёт демографических программ и трудовой миграции не удастся. По крайней мере, не в ближайшей перспективе. В интересах работодателей могут эффективно работать программы поддержки трудоустройства подростков. Петербург в этом движении в числе лидеров. Кроме того, город расширяет список мер поддержки социально ответственных компаний, которые берут на работу людей с ограниченными возможностями здоровья, развивают на производстве хорошо отработанную в советские годы систему наставничества и новые направления профессионального переобучения. Как результат — один из самых низких в стране уровней безработицы в Северной столице.