Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В разгар эпохи Возрождения вопросами авторства не задавались. Любой просвещенный итальянец Леонардо бы узнал. Именно поэтому автограф на картинах гордый мастер не ставил намеренно.
«Сейчас идёт тщательное исследование и поиск Леонардо, там, где его раньше не видели. Когда-то в Эрмитаж очень много картин приходило, и они все назывались Леонардо — была такая мода, а потом пришло время — все Леонардо перестали быть Леонардами», — рассказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Загадочный ангел, который выглядывает из мрака, объясняют в Эрмитаже, в прямом смысле может стать золотым, если окажется, что изящные черты его лица писали не ученики, а сам великий мастер.
«Авторство повышает, начиная от стоимости, если эта картина в частной коллекции. Одно дело — у вас неизвестный художник по картону, по мотивам, по идее Леонардо да Винчи, а другое дело — у вас авторское произведение, конечно, статус этих произведений очень разный», — рассказала Зоя Купцова, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, хранитель итальянской живописи Государственного Эрмитажа.
Леонардо, объясняют специалисты, был гением весьма скандальным. Взял деньги, получил материал. Массивную доску использовал для наброска. Но масштабного полотна из битвы так и не вышло. Картину доработали поздней. На картине, говоря словами другого классика, смешались кони, люди. А под краской рентген нашел портрет неизвестного вельможи.
«Художник взял первую попавшуюся доску, неудачный портрет, закрасил, нарисовал карандашом, прошелся чернилами, возник замысел — сделал», — пояснил Николай Малиновский, художник-реставратор Государственного Эрмитажа.
Третья картина, над авторством которой спорят — «Мадонна в скалах». Казалось бы, по всем признакам писал её Леонардо да Винчи. С помощью учеников.
«Существует несколько копий разного времени, разных манер этих картин. В 1508 году Леонардо давал просил разрешить перенести картину для того, чтобы сделать с неё копии»,— сказал Сергей Андросов, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Такие дотошные исследования, говорят эксперты, будут интересны не только искусствоведам и реставраторам. Посетители музея узнают, что жизнь почтенного гения на самом деле порой походила на захватывающий высокохудожественный детектив.