Кукольные, драматические, пластические: как негосударственные театры стали брендом Петербурга

18 февраля  15:59 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Кукольные, драматические, пластические и эксперементальные...В Петербурге больше 60 негосударственных театров. За последние пять лет город в два с половиной раза увеличил финансовую поддержку частных коллективов. И наш регион единственный в стране субсидирует деятельность независимых творческих объединений.

На культурном поле Петербурга частные театры трудолюбиво и планомерно строят свой творческий муравейник. «Кот Вильям» – единственное в своем роде пространство на севере Петербурга. Здесь ставят спектакли и для малышей от шести месяцев, и для их бабушек.

Небольшой театр за восемь лет работы стал лауреатом множества престижных премий, включая «Золотую маску», «Золотой софит» и «Арлекин».

«Зрители и артисты находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки, ну максимум двух вытянутых рук. И ребенок окутан театром со всех сторон, то есть получается, что он настолько становится частью спектакля, и такой исходит энергетический обмен, что не включиться в процесс просто невозможно. Другое дело, когда он посещает большой театр и где-то сидит на 15 ряду. То есть долетает до него энергия? Нет», – сказала художественный руководитель театра «Кот Вильям» Инна Аронова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Во всех постановках роли исполняют всего шесть актеров. Они же сами себе гримеры, стилисты, а иногда и реквизиторы.

В частном театре по-домашнему компактно. Зрительный зал прямо на сцене, пару шагов – и мы в гримерной. Здесь на площади в несколько квадратных метров кипит жизнь. Костюмер готовит наряды к спектаклю, актеры создают себе образы для выхода на сцену. Ну и какой детский театр без костюма динозавра. Мы в святая святых – костюмерной. Здесь хранятся 500 образов для 20 спектаклей.

В выходные постановки идут друг за другом. А еще мастер-классы и экскурсии. Чтобы частный театр существовал, приходится много работать.

«Частично наш бюджет формируется из заработанных нами средств, а частично он формируется на грантовые средства. Вот, например, мы дважды выигрывали грант от комитета по культуре города Санкт-Петербурга. И благодаря этим двум грантам в нашем репертуаре появилось пять новых спектаклей», – отметила Инна Аронова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Львиную долю составляют субсидии и в бюджете коллектива с более, чем тридцатилетней историей – театра «Комик-Трест». Когда-то свою площадку на Васильевском острове они получили в помощь от города.

«Оно было дано, как репетиционное фактически помещение. И была идея, которая повисла множеством на мозгах штурмов. И это помещение превратилось в театр, потому что люди, которые работали в театре в тот момент, решили, что театр нужен, нужна сцена», – сказала режиссер и директор театра «Комик-Трест» Татьяна Сидорова.

За плечами множество театральных наград и участие в крупнейших городских уличных фестивалях. Впереди – еще больше. Но флигель во дворе Мандельштама – это тот самый дом, где артисты живут, репетируют и встречают круглый год на крошечной сцене своих дорогих гостей – зрителей.

«Вот в нашем этом маленьком пространстве, мы тут пять человек во время спектакля переодеваемся. Это здорово сплочает, потому что учишься работать в команде, когда находишь именно свое место. Вот сейчас в этой ситуации, где ты будешь более нужен», – объяснила актриса театра «Комик-Трест» Ирина Кистанова.

Труппа мечтает о гардеробе для зрителей и буфете. А пока вешалки, с которых должен начинаться театр, заняли пространство над лестницей. На втором этаже шкафы, набитые до потолка костюмами, реквизитом, и уютная кухня, где днем и ночью рождаются будущие постановки.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«И отличие от академического театра – актеры играют то, что они сами хотят. Никто не приходит назначать никого на роли. Они придумывают, они здесь фантазируют. Это единственный театр, где захотел жить, остаться и жить в такой семье», – сказал артист и художественный руководитель театра «Комик-Трест» Игорь Сладкевич.

«До сих пор идет ремонт, но мы уже показываем спектакли. У нас есть гардероб, этого не было…Есть холл, вот здесь планируется буфет. Есть специальная комната-техничка, здесь хранится оборудование: звуковое, световое», – добавила PR-менеджер Социально-художественного театра Надежда Карамышева.

А вот Социально-художественный театр в этом году переехал на новую большую площадку на проспекте Стачек. Аренда высокая, но надеются, что справятся. Репертуар расширяется, в том числе благодаря городским субсидиям, а постоянных зрителей становится больше.

«Твой родной город тебя поддерживает. Тебя, как актера, тебя, как независимый театр. Это очень важно. Нигде, ни в одной стране нет такой поддержки частных театров, как у нас в Петербурге. Я очень рада, что мы живем в Петербурге», – отметила актриса и директор Социально-художественного театра Алина Король.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В начале своего творческого пути актеры театра работали на сцене на добровольных началах. Теперь есть и зарплаты, и неплохое оборудование, и новые идеи.

Сейчас в театре работают над необычным музыкальным проектом. И продолжают ставить полюбившиеся зрителям постановки. Есть совместный спектакль с Александринским театром и ряд проектов с благотворительными центрами. Дети с непростой судьбой под руководством профессиональных актеров театра сами выходят на сцену.

«Ребята из приютов, они, как правило, привыкли так существовать – каждый сам за себя. Подобный метод, как мне кажется, заставляет их почувствовать боль чужого человека. Увидеть, во-первых, что боль есть не только у него, но и у соседа. Подключиться к ней, рассказав его историю. И найти себе в этом самом может быть друга, поддержку.
А есть театры, для которых весь Петербург и все его площадки – это сцена. Один из старейших – «Странствующие куклы господина Пэжо». Профессиональные актеры превращают уличный спектакль в настоящее шоу», – сказала актриса и директор Социально-художественного театра Алина Король.

«В обычные театры не так много людей ходит. И для многих на улице встреча с театром – это первая встреча с театром. И мы там чувствуем за это ответственность. Ну, и наверное, потому что мы такие уже старые, опытные, известные – город имеет возможность нас поддерживать. И слава Богу, что это происходит. И благодарим за это комитет по культуре», – добавил директор театра «Странствующие куклы господина Пэжо», организатор Российского союза уличных театров и артистов Олег Скотников.

Негосударственные театры, а в городе на Неве их больше 60 ,стали негласным брендом Петербурга, доступной каждому культурной единицей. За последние пять лет город увеличил финансирование для частных коллективов в 2,5 раза.

#петербург #театры