Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
На культурном поле Петербурга частные театры трудолюбиво и планомерно строят свой творческий муравейник. «Кот Вильям» — единственное в своем роде пространство на севере Петербурга. Здесь ставят спектакли и для малышей от шести месяцев, и для их бабушек. Небольшой театр за восемь лет работы стал лауреатом множества престижных премий, включая «Золотую маску», «Золотой софит» и «Арлекин».
«Зрители и артисты находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки, ну максимум двух вытянутых рук, и ребенок окутан театром со всех сторон, то есть получается, что он настолько становится частью спектакля, и такой исходит энергетический обмен, что не включиться в процесс просто невозможно. Другое дело, когда он посещает большой театр и где-то сидит на 15-м ряду, то есть долетает до него — энергии нет», — сказала Инна Аронова, художественный руководитель театра «Кот Вильям».
Во всех постановках роли исполняют всего шесть актеров. Они же сами себе гримеры, стилисты, а иногда и реквизиторы.
В частном театре по-домашнему компактно. Зрительный зал прямо на сцене, пару шагов и мы в гримерной Здесь на площади в несколько квадратных метров кипит жизнь. Костюмер готовит наряды к спектаклю, актеры создают себе образы для выхода на сцену. Ну и какой детский театр без костюма динозавра. Мы в святая святых — костюмерной. Здесь хранятся 500 образов для 20 спектаклей.
В выходные постановки идут друг за другом. А ещё мастер-классы и экскурсии. Чтобы частный театр существовал, приходится много работать.
«Очень бы хотелось сказать, что мы много зарабатываем и сразу на себя это тратим, но это не так. Частично наш бюджет формируется из заработанных нами средств, а частично он формируется на грантовые средства. Вот например мы дважды выигрывали грант от комитета по культуре города Санкт-Петербурга, и благодаря этим двум грантам в нашем репертуаре появилось пять новых спектаклей», — сказала Инна Аронова, художественный руководитель театра «Кот Вильям».
Львиную долю составляют субсидии и в бюджете коллектива с более, чем 30-летней историей – театра «Комик Трест». Когда-то свою площадку на Васильевском острове они получили в помощь от города.
«Мы очень благодарны за то, что нам дано оно было дано как репетиционное фактически помещение и была идея, которая повисла множеством на мозгах штурмо, и это помещение превратилось в театр, потому что люди, которые работали в театре в тот момент решили, что театр нужен, нужна сцена», — сказала Татьяна Сидорова, режиссёр и директор театра «Комик Трест».
За плечами множество театральных наград, и участие в крупнейших городских уличных фестивалях. Впереди – ещё больше. Но флигель во дворе Мандельштама – это тот самый дом, где артисты живут, репетируют и встречают круглый год на крошечной сцене своих дорогих гостей – зрителей.
«Вот в нашем этом маленьком пространстве мы тут пять человек во время спектакля переодеваемся, это, конечно, здорово сплачивает, потому что учишься работать в команде, когда находишь именно свое место, вот сейчас в этой ситуации где ты будешь более нужен», — сказала Ирина Кистанова, актриса театра «Комик Трест».
Труппа мечтает о гардеробе для зрителей и о буфете. А пока вешалки, с которых должен начинаться театр, заняли пространство над лестницей. На втором этаже шкафы, набитые до потолка костюмами, реквизитом, и уютная кухня, где днем и ночью рождаются будущие постановки.
«И отличие от академического театра, конечно, нашего театра, то есть актеры играют то, что они сами хотят, никто не приходит назначать никого на роли, они придумывают, они здесь фантазируют. Это единственный театр, где захотел жить остаться и жить в такой семье», — поделился Игорь Сладкевич, артист и худосжественный руководитель театра «Комик Трест».
«До сих пор идёт ремонт, но мы уже показываем спектакли. У нас есть гардероб, этого не было. Есть холл, вот здесь планируется буфет, ещё идёт ремонт. Есть специальная комната-техничка, здесь хранятся оборудование звуковое, световое», — сказала Надежда Карамышева, PR-менеджер Социально-художественного театра.
А вот Социально-художественный театр в этом году переехал на новую большую площадку на проспекте Стачек. Аренда высокая, но надеются, что справятся. Репертуар расширяется в том числе благодаря городским субсидиям, а постоянных зрителей становится больше.
«Финансовая поддержка в любом размере важна в плане того, что ты осознаешь, что твой родной город тебя поддерживает. Тебя, как актера, тебя, как независимый театр. Это очень важно, нигде ни в одной стране нет такой поддержки частных театров, как у нас в Петербурге. Я очень рада, что мы живем в Петербурге», — сказала Алина Король, актриса и директор Социально-художественного театра.
В начале своего творческого пути актёры театра работали на сцене на добровольных началах. Теперь есть и зарплаты, и неплохое оборудование, и новые идеи.
Сейчас в театре работают над необычным музыкальным проектом. И продолжают ставить полюбившиеся зрителям постановки. Есть совместный спектакль с Александринским театром и ряд проектов с благотворительными центрами. Дети с непростой судьбой под руководством профессиональных актёров театра сами выходят на сцену.
«Ребята из приютов, как правило, привыкли так существовать — каждый сам за себя. Подобный метод как мне кажется заставляет их почувствовать боль чужого человека, увидеть, во-первых, что боль есть не только у него, но и у соседа», — сказала Алина Король.
А есть театры, для которых весь Петербург и все его площадки — это сцена. Один из старейших — «Странствующие куклы господина Пэжо». Профессиональные актеры превращают уличный спектакль в настоящее шоу.
«В обычные театры не так много людей ходит, и для многих на улице встреча с театром — это первая встреча с театром, и мы там чувствуем за это ответственность, ну и, наверное, потому что мы такие уже старые опытные известные, город имеет возможность нас поддерживать, и, слава богу, что это происходит, и благодарим за это. Мы каждый раз после спектакля ставим шляпу как символ такого специфического договора с публикой, что вот мы вам показали как бы зрелище, в первую очередь впечатление, да и они нас отблагодарили, но при этом, конечно, театр за счёт этого существовать не может», — сказал Олег Скотников, директор театра «Странствующие куклы господина Пэжо».
Негосударственные театры, а в городе на Неве их больше 60, стали негласным брендом Петербурга, доступной каждому культурной единицей. За последние пять лет город увеличил финансирование для частных коллективов в два с половиной раза.