Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Снимки из прошлого помогли вернуть первоначальный облик и кованым воротам в арке. Всё это было бы невозможно без участия жителей города. Именно они нашли в своих личных архивах фотокарточки, которые передали подрядчикам. Случай далеко не единичный. Ремонт фасадов в историческом центре начинается с изучения архивных материалов. Обнаруживаются утраты, искажения после многочисленных ремонтов в прежние годы. Речь может идти о мелких деталях, архитектурных нюансах. И не всегда находятся чертежи и подробное описание — как было раньше. В таких случаях и требуется помощь петербуржцев, и отклик бывает незамедлительным.
Теперь доходный дом Шадрина на Херсонской улице выглядит таким, каким в свое время его видели Шаляпин и Есенин. И если бы вдруг они захотели попасть во двор-колодец, то проходя через арку, наверняка узнали бы и эти кованые ворота, которым в наше время вернули исторический вид по фотографии, оказавшейся в семейном архиве простого петербуржца
«Собственно, вот эта фотография. Вот тут ворота. Снималась конечно баба Катя, которая жила в нашей квартире. Я большой знаток и любитель Питера, всё, что восстанавливается, это хорошо. Ну восстановили, молодцы», — сказал Юрий Пеунков, петербуржец.
Юрий Пеунков захватил с собой тот самый старенький ФЭД, на который в 50-х его отец сделал этот снимок. Тогда он даже не подозревал, как время поменяет акценты на этой фотокарточке и в центре внимания окажется то, что значилось просто фоном.
Работы в историческом центре Петербурга в Фонде капремонта называют самыми сложными, но вместе с тем и самыми интересными. Зодчие прошлого даже рядовые доходные дома украшали с таким искусством, что подступиться к ним теперь можно только после детальной работы в архивах.
«Ну вот если взять фотоматериал данного дома, то видно, что в советские годы есть какие-то элементы, которые в части утрачены, но в части они ещё есть. Но на этапе, когда мы уже обследовали дом, то мы видим, что данных элементов вообще уже нету, что это просто гладкая штукатурка, с которой нам приходилось в дальнейшем работать», — рассказал Леонид Вишневский, заместитель генерального директора по строительному контролю Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга.
И это как раз тот случай, когда совсем не зазорно мелочиться, приглядываться даже к самому крошечному завитку. И часто именно неравнодушие петербуржцев помогает вернуть подлинность в деталях. Так было и 4 года назад на Моховой 26, во время капремонта фасада красивейшего доходного дома.
«На том адресе, я помню, нам помогли активные собственники, которые детали в советские годы, снимали свой фасад, потому что люди и до сих пор очень гордятся этим фасадом. Люди предоставили нам все свои архивные материалы для того, чтобы мы сделали модели. По этой модели мы уже делали сами элементы декора», — сказал Леонид Вишневский, заместитель генерального директора по строительному контролю Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга.
А знаменитый дом Бака на Кирочной улице, несмотря на то, что выглядит как новенький, благодаря жильцам продолжает возвращать себе утраченное. По сохранившимся фото сейчас продумывают прежнюю расстекловку в парадных. А благодаря снимку Сергея Доспехова сделанного в 1988 году, очень скоро сюда вернуться и исторические двери ровно с тем рисунком, каким его видели ещё до революции.
«Я понимал, что это исторически натура уходящая. Особенно в зданиях, которые в то время и памятниками-то не считались, были просто рядовыми жилыми зданиями. Что идет процесс исчезновения, я это понимал, ну вот такую акцию предпринял. В течение 2-3 лет я занимался фотофиксацией дверных заполнений», — сказал Сергей Доспехов, архитектор.
«Фотографии Сергея помогли сохранить изображение родных створок, которы, к сожалению, утрачены. Для нас это имеет мемориальный смысл в большей степени, потому что конкретно этих створок мы уже не увидим на этом месте — будут новые двери, сделанные так же», — сказала Марина Жукова, председатель совета дома Бака.
Теперь снимки Сергея в руках профессиональных реставраторов. По ним восстанавливают утраты и изготавливают копии утраченных створок исторических дверей, не переставая восхищаться энтузиазмом жителей дома.
«Они добиваются того, чтобы их дом был красив, возродился в тех задумках, которые были у того архитектора, который проектировал. Только остаётся снять шляпу перед такими жильцами. А фотографии, конечно, материалы, очень нужны. Мы по этим фотографиям нашли латунные исторические ручки», — сказал Алексей Курочкин, руководитель реставрационной мастерской.
В получасе ходьбы от дома Бака по адресу улица Достоевского, 10 ещё без строительных лесов можно посмотреть на доходный дом Глазера. Его тоже ждёт капремонт. И уже на подготовительном этапе выяснилось — для полноценного восстановления фасада не хватает изобразительного материала.
«Сейчас у нас венчающий карниз, вот он профилированный, большой такой он, металлический.А был он штукатурный с лепными кронштейнами, которые утрачены в соответствии с заданием 1974 года», — сказала Анна Кормилицына, ведущий специалист сектора колористики и приёмки фасадов комитета по градостроительству и архитектуре.
Разыскиваются старые снимки вот этого строения — доходного дома Александра Глазера. Причем требуются фотографии до 1974 года. Именно тогда перед проведением ремонта было последнее историческое описание здания, в котором уже тогда были зафиксированы значительные утраты архитектуры фасада.
Новейшая история дома Глазера вполне может начаться с увлекательного путешествия в историю собственной семьи. Черно-белые снимки о многом могут рассказать. А для этого всего-то и нужно — открыть дорогой сердцу старый фотоальбом.