Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Поводом к ее созданию послужила счастливая находка головы атланта времен Растрелли. Её обнаружили во время работ в Александровском дворце. Тогда в 2020-м реставраторы бережно расчистили найденный фрагмент и даже обнаружили на нём остатки позолоты XVIII века. Эта уникальная находка стала своего рода эталоном при реставрации атлантов Елизаветинской эпохи.
Атлант, вальяжно возлежащий под январским снегопадом. У 300-килограммового гиганта-хозяина местных интерьеров все основания чувствовать себя эталоном красоты. Копия исторической скульптуры изготовлена по найденному 3 года назад фрагменту – голове атланта, датированной XVIII веком. По ее образу и подобию теперь будут реставрироваться поврежденные капризным климатом все 52 фигуры, украшающие архитектурную жемчужину царскосельского ансамбля.
«Эта модель, которая была изготовлена с помощью оригинальной головы, представляет для нас огромнейшую ценность. Потому что мы возвращаемся по пластическому, композиционному, габаритному, подходам. Именно к периоду XVIII века, вот к той архитектуре, которая считается золотым временем Царского Села – это период Елизаветы Петровны и работы здесь Франческо Растрелли», – отметила главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова.
Атланты – элементы декоративного оформления Екатерининского дворца – были созданы скульптором Иоганном Дункером и на фасад их отбирал лично сам Франческо Растрелли. Выразительные, эффектные, знаковые, но вместе с тем очень уязвимые влиянию петербургского климата скульптуры часто реставрируют и наличие точной модели поможет вернуть им истинные лица.
Музей долгое время был в поисках исторического образца, по которому можно было бы восстанавливать утраты на скульптурах. Помог случай. При вскрытии полов в так называемых официантских помещениях в центре Александровского дворца, специалисты обнаружили гипсовый фрагмент фигуры, когда-то поддерживавший небо у фасадов. Стало понятно, что голова принадлежит атланту первого легендарного состава. Тогда и было принято решение создать на основе ценной находки оригинальную форму.
«Форма, которая сейчас есть – нам говорят и реставраторы об этом – может до 500, а то и 1000 отливок выдержать. Если понадобится новая форма, мы сможем совершенно спокойно воспользоваться нашей мастер-моделью», – отметила хранитель скульптуры ГМЗ «Царское Село» Наталья Лансере.
Современные атланты сплошь новоделы, говорят специалисты. Да и выражение лиц барочных титанов не то, что нынешнее племя, шутят сотрудники музея, богатыри — не вы! В послевоенную реставрацию все они несколько преобразились. Советским скульпторам было не до барочных изысков.
«Барочное время очень сильно отличается от нашего. Как середина XVIII века – это абсолютно другая планета. Что касается изменения пластики, то она, конечно, другая. Это более экспрессивная, более выразительная в значительной степени, более дерзкая», – отметила хранитель скульптуры ГМЗ «Царское Село» Наталья Лансере.
Возвращать хранителям дворца первозданный вид будут не сразу, уж слишком затратное это дело, а по мере необходимости реставрации, которая к сожалению возникает довольно часто. С каждым новым десятилетием сохранность скульптур только ухудшается, но теперь, с появлением своего рода «скульптурного ксерокса» это не так страшно, говорят музейщики. Не страшно даже потерять голову, если при этом сохранять собственное лицо.