Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
С нового года все устройства с симкартами во время учебных занятий можно будет использовать только в экстренных ситуациях. Официальная формулировка — «В случае возникновения угрозы жизни или здоровью». Механизмы применения пока не прописаны. Впрочем, школьная практика доказывает, что педагогическое сообщество опередило законодателей. И во многих школах Петербурга уже давно действует правило «звонок на урок — девайсы выключаем».
Мера у детей не популярная. Они ведь выросли со смартфонами в руках и научились обращаться с ними раньше, чем разговаривать. Очевидно, что для борьбы с цифровыми демонами надо вооружиться сначала взрослым. И здесь недостаточно просто отобрать у ребенка телефон.
Шесть часов в день проводит в смартфоне среднестатистический ребенок. Для Димы, в первую очередь, это карманный видеопроигрыватель, игровая приставка и музыкальный плеер. В последнюю — телефон.
«Когда мне купили свой телефон это было нечто. Сначала накачал туда всего разного, чтобы играть, чтобы смотреть можно было, потом начал учиться в принципе пользоваться телефоном в плане звонков, писем, смсок», — рассказал ученик 7 класса Дмитрий Рассолов.
Королевы драконов, самураи и орки смотрят на мальчика с экранов всевозможных гаджетов и со стен квартиры. Соседствуют с героями компьютерных игр Моцарт, Бетховен и Глинка. Без телефона не обходится и обучение музыке.
«Я лично не ограничиваю ребенка ни в телефонах, ни в компьютерах, ни в компьютерных играх. Я вижу в гаджетах больше пользы, чем негатива. Объясню почему — с приходом интернета на мобильное устройство, с увеличением экрана и вообще с доступностью всей информации —увеличился их процент вовлеченности в образование. У них есть под рукой всегда энциклопедия, всегда полезные какие-то ресурсы. Играм они уделяют ровно столько времени, сколько нужно», — рассказал папа Димы Константин Рассолов.
С папой Димы согласны далеко не все учителя. Запрет на использование мобильных устройств во время обучения большинство педагогов воспринимают с энтузиазмом. Более того, в некоторых школах отказ от телефонов уже практикуют не первый год.
«Я считаю, что это костыли для нас, для всех в принципе людей, то есть мы в какой-то мере, в плане общения с электронными носителями информации, инвалиды. Убери от нас все эти электронные средства связи и что останется? С одной стороны, они полезны, но это только в том случае, если мы четко даем себе понять и осознаем, что это только помощники. Дети, к сожалению, пока этого сделать не могут», — рассказала учитель 3 класса Екатерина Кондрикова.
В 366 лицее обнаружить ребенка в руках с мобильным сложно даже на перемене и в столовой. И так уже несколько лет. Идея запретить в школе личные гаджеты возникла у одного из учителей. Родители поддержали.
«Само обучение в школе стало совершенно другим — на переменах да ребята стали общаться друг с другом, играть друг с другом, познакомились наконец-то», — рассказала учитель математики физико-математического лицея №366 Алиса Туровская.
«Телефон должен быть средством связи и не более того. У ребенка во всяком случае. У детей очень страдает долговременная память, очень сложно сейчас логикой у детей. Выстроить логические какие-то высказывания достаточно сложно потому что, как вы понимаете, после компьютера и гаджетов различных формируется клиповое мышление», — рассказала директор физико-математического лицея №366 Татьяна Цветкова.
Сложнее всего привыкнуть к запрету было ребятам старших классов. Некоторые и сейчас используют смартфоны в тайне от педагогов, но таких единицы.
«Ты привык, что у тебя телефон постоянно под рукой, ты можешь им воспользоваться, но на самом деле, мне кажется, что это правильно, что мы вели такое ограничение. Потому что ты начинаешь рассчитывать на себя и понимаешь, что у тебя ничего нет кроме твоей головы, и у тебя гораздо лучше оценки становятся. Мне кажется это правильно», — отметила ученица 8 класса Диана Мызникова.
Отмечают положительную динамику и педагоги. Ученики, особенно младших классов, охотно посещают библиотеку, читают книги и учатся черпать информацию из печатных источников.
За пределами школы, дома, многие родители относятся лояльно к использованию смартфонов. Нередко ребенок и говорить не научился, а уже смотрит с планшета мультфильмы. Привычка бесконтрольно использовать гаджет с детства ведет к конфликтам в подростковом возрасте, когда родители пытаются ввести ограничения.
«Вы дали телефон ребенку, вам кажется, что он дома, в помещениях, но это не так. У него там другой большой мир. Мы же когда учим детей ходить, то сначала на руках носим, в коляске, потом только отпускаем в мир, когда они научились правилам дорожного движения. Также со смартфонами — нельзя сразу дать этот огромный виртуальный доступ ко всему. Ребенок 100% найдет то, что ему, как минимум, не нужно и столкнется с какими-то угрозами и рисками», — подчеркнула председатель альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
Гаджет может быть опасной игрушкой. И защитить его может только родитель, отмечают эксперты по цифровой безопасности. 80% детей сталкиваются с травлей в интернете. Не утешительны цифры по домогательствам в социальных сетях и мошенничеству.
«Если звонит и пишет незнакомый номер с просьбой перевести деньги или сообщить личные данные, то ни в коем случае нельзя отвечать на это, а лучше заблокировать. Если тебя, например, взломали надо сразу об этом сказать, так как могут быть плохие последствия», — рассказал ученик 8 класса Егор Рудов.
Открытый, доверительный диалог с ребенком — это первое, о чем должен позаботиться родитель, чтоб обезопасить юного пользователя интернета. Второй момент — это не боятся использовать современные технологии. Многие операторы предлагают специальные ограничивающие детские тарифы, IT-компании специальные приложения.
Самый доступный способ обезопасить своего ребенка от вредного влияния цифровой среды — это установить любую из бесплатных программ родительского контроля. Например, я будучи на работе, вижу не только местоположение своего ребенка, но и что сегодня он делал в интернете. Мой сын сегодня провел 32 минуты в телефоне, 30 из которых — играл в компьютерную игру.
Эксперты рекомендуют предупреждать о ребенка об установке контролирующих программ и обязательно объяснять, что их установка — не попытка ограничить в чем-то ребенка, а в первую очередь защитить.