Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Работы проводились на кафедре реставрации темперной и масляной живописи. Восстановленная реликвия вернулась в музей истории религий и будет активно задействована в экспозиционно-выставочной деятельности.
Пять лет кропотливой работы. Все это время реставраторы не только восстанавливали, а, по сути, воскрешали образ Казанской богоматери, один из так называемых списков чудотворной иконы. За четыре с лишним века на долю реликвии выпало немало испытаний.
«Была очень деформированная доска. Вы видите щит иконы. Обычно щит больших икон составлен из нескольких досок. Каждая отдельная доска покоробилась. Этот щит был в тяжелом таком состоянии, и еще в XIX веке ее сдублировали на новое основание», – отметил завкафедрой реставрации живописи, проректор по научной работе Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина Юрий Бобров.
Работам непосредственно реставрационным предшествовало тщательное исследование. Хрупкой иконе как очень тяжелому пациенту провели комплексную томографию и рентген. Что позволило установить состояние древесины, которая была изъедена жуками-точильщиками.
«Это очень большая вещь. Она была под толстым слоем позднего масляного лака очень прочного. Это очень длительный труд по раскрытию – он занял несколько лет.. И вот в прошлом году наконец она была представлена. Это был объем дипломной работы нашей выпускницы, которая с успехом и на отлично защитила дипломную работу», – рассказал завкафедрой реставрации живописи, проректор по научной работе Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина Юрий Бобров.
В руки студентов попадают произведения очень разного уровня: от рядовых икон до действительно редкостей, работа над которыми ведется только под постоянным присмотром преподавателей. Иконе Казанской богоматери даже повезло в некотором смысле. Ее вернули к жизни за пять лет. Восстановление некоторых раритетов может продолжаться и двадцать. Сейчас будущие мастера-реставраторы заняты масштабным проектом – восстановлением икон архангельского Музея Русского Севера.
В Музее истории религий, на месте уже постоянного пребывания, старинный образ аккуратно распаковывают. Еще несколько минут – и древнее изображение святого лика предстает перед зрителями в том виде, в котором много веков назад его задумал художник. Возвращение к жизни этого памятника древнерусской живописи здесь называют не иначе как чудом воскрешения. История ее бытования хранителям не известна. Но по крайней мере одно чудо в современной летописи этой иконы уже есть.