В Северной столице стартует Музыкальный фестиваль имени Станислава Горковенко

29 ноября  14:52 Культура

Фото предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами

II Петербургский музыкальный фестиваль имени С.К. Горковенко пройдет в Северной столице с 4 по 12 декабря. Две музыкальные версии легенды о Фаусте и Мефистофеле, семейный концерт для детей и взрослых, культовая история летчика-героя Алексея Маресьева прозвучат в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга в лучших залах города: Капелла Санкт-Петербурга, Малый зал филармонии, Концертный зал Мариинского театра.

«Афиша второго фестиваля памяти маэстро Горковенко будет отличаться своей концентрированностью: за неделю — три события, выделяющиеся из общего концертного потока, — говорит Антон Лубченко, идейный вдохновитель музыкального проекта, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. — Мы делаем акцент на новых или малоизвестных партитурах, причем в авторских редакциях, без наслоений или искажений».

Фото предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами

Открытие фестиваля

Фестиваль откроется 4 декабря в Капелле. В программе — две версии старинной легенды о докторе Фаусте: оратория Роберта Шумана «Сцены из «Фауста» Гёте» и кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».

«У каждого художника должен быть свой Фауст» — эта максима европейской культуры составляет смысловой стержень уникального концерта. Образ Фауста связан с вечными темами: взаимосвязи познания и веры, добра и зла, пути постижения истины и смысла жизни. Сочинение Шумана сочетает в себе элементы оперы, кантаты и оратории. В нем есть задумчивая задушевность, мистика, ирония — и эта многомерность делает «Сцены…» одной из вершин в творчестве композитора-романтика.

Альфред Шнитке — культовая фигура, одна из центральных в музыке второй половины XX века. Его кантата «История доктора Иоганна Фауста» захватывает своей напряженностью, прозорливостью и философской силой. Ни одно событие в мире академической музыки 1980-х не вызвало такого ажиотажа, как первое исполнение кантаты в СССР.

Партию Мефистофеля, написанную на эстрадное контральто, должна была петь народная артистка СССР Алла Пугачева. В итоге суперзвезда отказалась от участия, что не помешало арии Мефистофеля в жанре инфернального танго превратиться в легенду. В разные годы ее пели Лариса Долина, Раиса Котова. Сегодня для ее исполнения приглашена эстрадная певица Екатерина Бачурина.

Вторую ипостась Мефистофеля — сладкого обольстителя — композитор доверил контртенору. На эту партию приглашен из Москвы звездный обладатель редкого мужского голоса Вадим Волков. Также в концерте заняты солисты Мариинского театра Екатерина Гончарова, Денис Закиров, Владимир Феляуэр, Юрий Власов.

Семейный концерт

7 декабря в Малом зале филармонии состоится «Семейный концерт для детей и взрослых», на котором впервые в России прозвучит симфоническая сказка Тома Вудса «Карнавал динозавров».

Дирижер и композитор из Австралии Том Вудс завершал свое музыкальное образование в Москве. Он хорошо знает и любит Россию.

Также в программе детская сюита «Летний день» Сергея Прокофьева, которая родилась из его страстного тяготения к детскому миру, в который композитор вслушивался чутко и любовно, не сопротивляясь его обаянию.

В сюите Жоржа Бизе «Детские игры» внутренняя жизнь ребенка раскрыта сквозь призму игровых ситуаций, любимых детских развлечений и забав. В качестве чтеца приглашен замечательный актер Дмитрий Мурашев.

Выступление Губернаторского симфонического оркестра

12 декабря Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга впервые в своей истории выступит в Концертном зале Мариинского театра. Валерий Гергиев доверил коллективу свой знаменитый зал с идеальной акустикой для концертного исполнения оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

Вместе с Губернаторским оркестром выступят ведущие солисты Мариинского театра. Главные партии исполнят Владимир Мороз и Мария Баянкина. Опера при жизни композитора прозвучала единственный раз на закрытом показе и была подвернута разгромной критике.

Через десять лет после смерти Прокофьева были предприняты попытки поставить ее в Большом театре. Но опера все еще казалась настолько экспериментальной, что даже вдова композитора и автор либретто Мира Мендельсон-Прокофьева согласилась на сильные — более 40% музыки — сокращения, перестановку сцен и переделку текста, который должен был стать более «советским» — без мистицизма и «странных ассоциаций» с древнегреческим мифом об Икаре.

Однако в таком виде в годы «оттепели» опера показалась зрителю официозной и приспособленческой, породила массу шуток и надолго легла «на полку».

Для концертного исполнения на фестивале используется подлинная авторская редакция сочинения «трудной судьбы», не принятого современниками. Сегодня внимательный слушатель оценит, как много личного вложил композитор в образ главного героя. Прокофьев верил, что вопреки критике выстраданная им опера будет жить. Авторскую редакцию по рукописям восстановил Антон Лубченко, он же осуществил запись оперы на диск. В 2019 году эта запись получила премию «Чистый звук».

II Петербургский музыкальный фестиваль имени С.К. Горковенко проходит при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга.

#музыка