Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Нос субмарины величаво возвышается над залом. «Ленинский комсомол» – К3 – первая советская и третья в мире атомная подводная лодка. Она прослужила флоту верой и правдой более 30 лет. Сейчас – на заслуженной пенсии, превращается в музей. Увидеть манометры, торпедные установки, палубы и реакторный отсек того времени можно будет совсем скоро – экспозицию планируют открыть в конце года.
«Обсуждали, каким образом будет проходить экскурсии. Принято решение о том, что там вход в лодку будет исключительно группами по 12 человек. И каждый отсек будет иметь отдельное аудиальное сопровождение. Для того чтобы каждый человек почувствовал себя немножко подводником и понял как на самом деле звучала лодка», – сказала руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.
Путь к месту последней стоянки был долгим. Сначала – морская буксировка из Мурманской области, затем ремонт и перевозка на барже по Финскому заливу. Последний этап маршрута – уникальная инженерная операция, зрелище, которое потрясло публику. Корабль длиной более ста метров перевозили через городскую застройку впервые в истории. На пути у субмарины даже пришлось демонтировать фонари, дорожные знаки и светофоры.
«Все приборы, которые были установлены здесь, они все бережно отреставрированы и установлены заново. То есть здесь не будет какой-то бутафории, здесь не будет несуществующих вымышленных вещей. Консультируемся с ветеранами, подводниками», – отметил директор АНО «Остров фортов» Константин Чамилович.
Преображаются и главные твердыни Кронштадта. Например, форт «Петр I» теперь не узнать, а это только первый этап работ. Сейчас приводят в порядок здание подковообразной башни и котельную. Там заменили облицовку и восстановили лестницы. Словно детективы с лупами реставраторы искали следы истории. Удалось, например, обнаружить гранитную набережную середины XIX века. Многие элементы сохранят в их первозданном виде.
«Все материалы, которые здесь применяются, они являются аналогами исторических материалов. То есть известняковые плиты, которые мы применяем на фасадах, это исторические плиты из Путиловского карьера. Это именно те плиты, которыми выложен практически весь Санкт-Петербург», – добавил исполнительный директор компании-подрядчика Алексей Плешаков.
Форт «Петр I» планируют полностью отреставрировать к 2025 году. Там хотят открыть музей и смотровую площадку. На других оборонительных сооружениях тоже идут работы. Готовность работ оценивают в 70%.