Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Реставраторы стремились максимально точно воссоздать ходовые качества и внешний вид танка, за исключением нескольких пробоин, которые он получил в бою за освобождение города Мелитополь в 1943 году.
Впервые за 80 лет этот танк поехал. Тестовый запуск совершил реставратор музея Алексей Сударев. Он же и выполнял основные восстановительные работы вместе со своими коллегами.
«Перебрали всю ходовую, заменили подшипники. Внутри поставили новый двигатель. Коробка, главная передача, радиатор», – отметил реставратор машинных механизмов музея «Битва за Ленинград» имени З. Г. Колобанова.
Внутри шестицилиндровый двигатель от известного советского грузовика ЗИЛ-157. По словам мастера, силовой агрегат хорошо встал внутри и, главное, его достаточно для этого танка. В 40-е годы на Т-70 устанавливали спаренные бензиновые двигатели от грузовиков ГАЗ. Повторять такую сложную и ненадёжную конструкцию нет смысла. Поэтому подобрали вот такой дизельный вариант. 40 километров в час танк теперь побежит легко. Для парада то, что нужно.
«Мысль была высказана, как несбыточная идея, как мечта. О том, чтобы этот танк, исторический танк в 80-летие освобождения Мелитополя от немецко-фашистских захватчиков возглавит военный парад», – отметил заместитель начальника управления президента РФ по общественным проектам, заместитель председателя Российского военно-исторического общества Николай Овсиенко.
И вот мечта сбывается. Осталось провести последние наладочные работы двигателя и коробки передач, а также водрузить башню. Затем экспонат в закрытой фуре доставят в Мелитополь. Парад этого года, безусловно, войдёт в историю. Ведь его возглавит тот самый танк, который первым вошел в Мелитополь 13-го октября 1943-го года во время освобождения города от фашистских захватчиков. Следы чудовищных артиллерийских ударов сохранились на корпусе.
«Здесь попал снаряд и разорвался внутри машины, а вот и здесь, если вы обратите внимание, есть попадание – это сквозной попадание, там есть выходное отверстие с обратной стороны. И именно этот снаряд разорвался весь корпус. Вся задняя часть у него была отвалена практически и держалась на элементах брони», – отметил заместитель директора музея «Битва за Ленинград» имени З. Г. Колобанова.
Экипаж погиб вместе с командиром Сергеем Говрюшовым. Тогда же, ещё до окончания войны, по указанию командующего фронтом Фёдора Толбухина машину установили как памятник – в Мелитополе на Братском кладбище. Рядом с танкистами. 80 лет спустя местные жители обратились в Российское военно-историческое общество с просьбой отреставрировать легендарный Т-70. Машину доставили в музей «Битва за Ленинград» имени Колобанова в мае. Реставраторы сразу предложили не просто сделать памятник, а поставить легенду на ход. 23-го октября петербургские мастера сами поведут танк по главной площади Мелитополя.