Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Сегодня мы знаем Государственный Эрмитаж таким, каким его сделал Александр Сивков. Перед ним, как перед главным архитектором, стояла непростая задача: превратить жилые помещения в выставочные залы. В результате реконструкции площадь музея увеличилась почти в пять раз.
Переделку начали в 1926-м, с первого этажа восточной части здания. Там была главная дворцовая кухня и кладовые. Антресоли разобрали, посуду, плиты, котлы и раковины вынесли. В итоге на месте многочисленных мелких помещений в 1940-м был открыт Скифский зал, где сейчас демонстрируется искусство Древнего Египта. Такие изменения пришлись по вкусу не всем.
«Когда старожилы, которые продолжали жить в Зимнем дворце, увидели вот эту вот разруху, они пришли в ужас. Они начали кричать: «разрушают Зимний дворец!». Не разрушили. Дворец стоит. На мой взгляд, он сохранил самое главное – он сохранил парадные залы», – отметил ведущий научный сотрудник Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Светлана Янченко.
На втором этаже разобрали бассейны Александры Федоровны и Николая II – сейчас там кабинеты сотрудников Отдела истории русской культуры. А Георгиевский зал, по решению Сивкова, лишился Тронного места. Правда к двухтысячным его восстановили. Реконструкцию претерпели и системы отопления, вентиляции, элетроснабжения. К 1925-му электросети Эрмитажа пришли в крайне ветхое состояние. Под руководством Сивкова разрабатывались новые виды светильников для экспозиции.
«Это шар должен быть. Не хватает нижней половины. Это светильники 20-х годов. Были большие проблемы с освещением. И вот вышли из положения, стали такие шары применять. Позднее уже, к 40-му году стали появляться такие вот шары, цельные», – рассказал заведующий сектором хранения Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Сергей Маценков.
Сивков руководил и восстановлением Эрмитажа после Великой Отечественной войны. Работы длились почти десять лет. И главный архитектор всегда принимал в них непосредственное участие. Вот Александр Владимирович следит за организацией нового гардероба в подвале Зимнего дворца. Строительством занимались специалисты «Ленметростроя», потому после открытия гардероб стали называть «Метро». В общей сложности за 40 лет, в течение которых Александр Сивков был главным архитектором, Эрмитаж получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце.