Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В белых халатах, со скальпелями, в специальных увеличительных очках — реставраторы, будто бригада хирургов, терпеливо работают над израненными пациентами.
«Я очень попадаю именно в эти мазки, потому что здесь фактурная живопись, и выбирать надо очень аккуратно», — рассказала ведущий художник-реставратор масляной живописи высшей категории Марина Киселева.
После такой пластической операции помолодевшая «Весна» Леонида Туржанского вновь задышит прохладным и прозрачным воздухом. А на голубом небе снова засияет теплое солнце.
На первый взгляд, самый брутальный метод реставрации у Надежды Егоровой. Картину мастер гладит утюгом. А перед этим обильно смазывает холст особым медовым деликатесом.
«Я укрепляю картину осетровым клеем. Этот клей варится из плавников и пузырей вот этих вот дыхательных осетровых рыб», — реставратор станковой и масляной живописи первой категории «Русского Музея» Надежда Егорова.
На столах у реставраторов «Русского Музея» — 20 предметов искусства. Скульптура, графика, живопись — в Петербург работы привезли из Таганрога. 28 июля местный музей оказался в эпицентре взрыва сбитой системой ПВО украинской ракеты.
«Комплексной научной реставрации, которая будет направлена не только на то, чтобы и следа не осталось от этих повреждений, но и на то, чтобы вернуть этим работам первозданный вид, который может вернуть только комплексная реставрация», — подчеркнула генеральный директор Русского Музея Алла Манилова.
У произведений искусства различные ранения. Одни картины пробиты насквозь. У других — повреждены рамы. Их нужно не только починить, но и вернуть изначальный облик.
«Я бесконечно благодарна Алле Юрьевне за то, что она разделила с нами трагедию, весь ужас, который мы пережили, и предложила отреставрировать пострадавшие произведения здесь, в одном из лучших реставрационных центров нашей страны», — директор таганрогского художественного музея Тамара Пугач.
Во время скрупулезной реставрации специалисты не упускают ни одну мелочь. В прямом смысле. Ольга Кленова клеит фрагменты не больше нескольких миллиметров.
«Полотно получило огромный разрыв с утратами, выбоинами, утратами фрагментов холста, это достаточно ювелирная работа, но она того стоит. Когда потом начинаешь работать с лицевой стороной, получаешь органичную основу», — отметила ведущий художник-реставратор «Русского Музея» Ольга Кленова.
Начало реставрации совпало с первой рабочей встречей Ассоциации художественных музеев страны. В объединение входит больше 30 экспозиционных площадок. С помощью новой структуры, отметили руководители музеев, им будет проще организовывать совместные проекты, работать над графиком выставок.