Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Реставрация Китайского зала была на грани срыва. Во времена Екатерины это помещение украшали 170 панно в технике китайского лака.
Российские мастера ей не владеют: пришлось искать специалистов в Поднебесной.
«Было сложно найти спецов. Мы через консульство искали», – отметила заместитель директора ГМЗ «Царское село» по реставрации Наталья Кудрявцева.
Работы ведут одновременно в 8 залах: Китайском, Купольном и Зеркальном, Серебряном кабинете, Опочивальне, Рафаэлевской комнате, Туалетной и Табакерке.
Их убранство было утрачено в годы Великой Отечественной войны, поэтому все элементы мастера воссоздают по фотографиям и акварелям. Главная сложность – подобрать палитру и найти аналоги картин.
Ориентирами в воссоздании каминов Серебряного кабинета стали подлинные работы, которые удалось вывезти в эвакуацию, но это – редкая удача.
«Два пейзажа были написаны Джованни Камповеккьо, работы которого есть в Зальцбурге, и мы обратились к специалистам, получив хорошие цифровые изображения, по которым мы изучили и манеру, и цветовое решение», – поделилась подробностями заместитель директора ГМЗ «Царское село» по научной работе Ираида Ботт.
Еще 2 прототипа случайно обнаружили в академии художеств на выставке Рафаэля. Копии картин «Альдобрандинская свадьба» и «Брак Александра Македонского и Роксаны».
Кстати, это уже третье воплощение Серебряного кабинета. Своему корреспонденту в Париж Екатерина писала: «Сижу в кабинете из массивного серебра».
Сотрудники музея убеждены: императрица лукавила, так как через 7 лет отделка почернела и ее демонтировали. От прежнего воплощения осталось только название, а на стенах появилась восковая роспись в стиле энкаустика.
На 90 % готов и Купольный зал: в его отделке появились живописные элементы.
«Это – 16 тонн металла, который собран там на потолке, опирается на стены зала кирпичные, облицован деревом, заштукатурен и после этого мы приступили к написанию живописи», – отметил директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.
Утраченные интерьеры личных комнат императрицы воссоздают из цветного стекло (за его производство, кстати, взялся Кировский завод), золоченой бронзы, серебра, фаянсовых палеток и китайских лаков. Работа кропотливая.
Завершена реставрация и той самой лестницы, по которой святейший князь Платон Зубов поднимался в приватные комнаты императрицы. Жил последний фаворит Екатерины этажом ниже. Именно его фамилию сегодня и носит флигель.
Столь масштабная реставрация стала возможна при поддержки «Газпрома». Сроки завершения работ пока не называют, но уже можно сказать, что экскурсия по Екатерининскому дворцу увеличится еще на 8 залов.