Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Самое тяжёлое состояние у картины Анри Фредерика Шопена «Благословение Ревекки» середины XIX века. У неё сложный горизонтальный разрыв, множественные порезы, частично утрачен красочный слой.
«Вот этот длинный прорыв. И, к сожалению, в процессе этого травматического происшествия появились утраты основы вместе с живописью, которые утрачены навсегда. И мы будем их восполнять похожим холстом и восполнять живопись на этих участках», — сказала Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Русского музея.
Коллекция ценных полотен в Таганроге пострадала при взрыве сбитой украинской ракеты. В эпицентре оказался Художественный музей. Специалисты Русского музея сразу выехали на место, чтобы оценить повреждения. Они же оказали первую помощь полотнам и провели диагностику.
«Сделали обследование мобильной лабораторией и в результате этого обследования приняли такое решение — не реставрировать на месте, а привезти все картины в Русский музей, что сегодня и сделано. Для того, чтобы здесь состоялась настоящая, научная, художественная и полноценная реставрация», — сказала Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.
«Работы не проходили реставрацию. За время бытования, особенно рубеж веков, сложные технологии, многослойность, очень много наслоений, осыпей, и, очевидно, были какие-то дописки, консервации. Всё это будет удалено, то есть предметы будут возвращены к замыслу художника», — отметила Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей.
А пока реставраторам предстоит тщательно исследовать повреждения и разработать для каждого «пациента» индивидуальную методику восстановления. Всего в Петербург привезли 22 произведения.
Жемчужина Таганрогского художественного музея — полотно Константина Коровина «Терраса». На нём изображены две дочери Федора Шаляпина — Лидия и Ирина. Этому шедевру русского импрессионизма больше ста лет. Картина довольно сильно пострадала от взрывной волны — появились трещины и порезы от разбитого стекла.
Досталось и «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна. Мраморный бюст расколот на две части. Раны хоть и серьезные, отмечают реставраторы, но не смертельные.
«В данном случае фрагменты лица не сильно пострадали, то есть, уши и локоны волос в основном, всё это восстанавливается. Восстанавливаем материалами специальными с мраморной крошкой. У нас есть полимер специальный, с которым мы работаем уже очень давно», — сказала Анна Казанова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры Русского музея.
Они есть пациенты. На самом деле они очень больны, и пострадали травматически. Поэтому требуют особого подхода и особой ответственности, наверно», — сказала Ольга Кленова.
С финансированием реставрационных работ поможет «Газпром». Уже в ближайшее время картины отправятся в мастерские Русского музея. Там их будут «лечить» и восстанавливать до конца этого года. Но прежде чем вернуться в Таганрог, шедевры искусства XIX-XX веков в первозданном виде увидят петербуржцы на специальной выставке Русского музея.