Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Интерактивная инсталляция, посвященная экипажу, откроется уже через год. По словам авторов проекта, это будет нестандартный памятник. Все желающие смогут почувствовать себя на борту лайнера и увидеть легендарную посадку своими глазами.
Юрий Туйск сделал эти уникальные фотографии примерно через полчаса после происшествия. Снять самолет удалось тайком, у других очевидцев фотоплёнки изъяли как вещдоки. Юрий лично видел и пассажиров, и командира Виктора Мостового.
«Самолет плавающий, на берегу люди, с левой стороны от самолета экипаж, ну видно по форме, немножко, метров через пять, пассажиров кучка, человек 50. Отдельно стоял Мостовой, у него лицо было возбуждённое, видно возбуждённое лицо», – рассказал Юрий Туйск, очевидец.

21 августа 1963 года неполадки у Ту-124 начались уже в эстонском небе. После взлёта в Таллине у лайнера заклинило шасси. Аварийную посадку готовили в Ленинграде. Но тут у самолета отказали оба мотора. Командир Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев повернули штурвалы в сторону Невы.
«По Неве через мост Петра Первого, это Большеохтинский мост, вышли на строящийся мост Александра Невского и произвели посадку», – вспоминает Владимир Цивинский, очевидец события.
Рискованное решение приняли за считанные секунды. Запас высоты, который был у экипажа, порой может быть обманчивым преимуществом, говорит Дамир Юсупов, тот самый герой-пилот, который спустя полвека после Чуда на Неве посадит самолет в кукурузное поле.
«У нас была маленькая высота, если была бы большая высота, то у нас было бы больше времени, как принять правильное решение, подумать, то есть, проанализировать всё, также было бы время испугаться и сделать ошибки», – рассказал Дамир Юсупов, герой России, лётчик.
Дамир Юсупов объясняет — если моторы работают, борт может приземлиться с точностью до нескольких метров. У экипажа Ту-124 был только один шанс.
«Если тянуть штурвал до упора на себя, то, конечно, он потеряет скорость, и он свалится, а если ему создавать определенную скорость — здесь действует сила земного притяжения, если самолет разгонять потихонечку, он будет лететь, но он летит со снижением, он уже не сможет набрать высоту», – объяснил Дамир Юсупов.

Нет сомнений, напряжение в кабине Ту-124 достигло предела, когда стремительно планируя к воде, борт пролетел всего в четырёх метрах от строящегося моста Александра Невского и скользя по Неве остановился в 25 метрах от железнодорожного моста.
«Плотность воды, она очень велика, при большой скорости соприкосновения воздушного судна она не будет смягчать удар, она будет наоборот, как жесткое покрытие», – отметил Виталий Пичевский, проректор по организации летной работы и профессиональной подготовке ФГБОУ ВО СПбГУГА им. А.А. Новикова.

Сам самолет экипажу добавил хлопот. Обзор из кабины Ту-124 удобным для таких маневров не назовёшь. Но второй пилот Василий Чеченев до этого летал на гидропланах, и знал специфику приводнения. Поэтому именно ему капитан корабля и доверил сажать самолёт.
«По большому счету, ты понимаешь, что ты старший, ты, наверное, будешь брать на себя всю ответственность. Здесь получилось так — командир принял решение о том, что будет сажать второй пилот — это очень сложно сделать на самом деле», – сказал Виталий Пичевский.
Еще одним фактором успеха, установили потом при расследовании, стали действия пассажиров во время полета, эксперты оценили их на отлично. Все были пристегнуты, чем значительно упростили работу экипажа. После авиапроисшествий даже со счастливым концом обязательно следуют расследования, которые потом становятся учебной основой и для будущих пилотов. Сейчас на занятиях скрупулезно разбирают не только те 14 секунд над Невой, но и подвиг Дамира Юсупова, который навсегда войдет в историю мировой авиации.