Фото предоставлено пресс-службой Петрикирхе
Неутомимый искатель возможностей фотоизображения, нацеленный на проявления мистического Света и Времени, Самарин считает искусство Sanki’ самым непознанным и божественным искусством.
Как говорит художник, это не просто совмещение нескольких изображений. Sanki’ начинаются тогда, когда в этой суперпозиции происходит настоящее чудо, когда возникающее изображение начинает преображаться. Фотографию Sanki’ невозможно повторить, даже если используются одни и те же негативы, фотобумага или химические составы. Это не копии, а всегда новое изображение, несущее свою энергию – по максиме Самарина о том, что все единственно и абсолютно. Иногда Валентин называет свои Sanki’ «Белыми Иконами». Образы и лики могут восприниматься особенно глубоко и близко теми зрителями, которые настроены на постижение тайн новых вселенных.
«Я сидел в поезде, ехал на дачу в Лугу, перекладывал свои работы, рассматривал, – рассказывает Самарин, – и некий голос мне сказал: «Это Sanki’ – касание Божественного».
Валентин Самарин больше 20 лет прожил во Франции, фотографировал известных деятелей культуры: Иосифа Бродского, Галину Вишневскую, Мстислава Растроповича, Виктора Некрасова, Юрия Любимова, Алексея Хвостенко и других. Часть портретов будет представлена на выставке – изображения живые, дышащие, где в смещении цвета и форм происходит прорыв в иные слои реальности.
За 35 лет (10 в Ленинграде и 25 в Париже) Самарин сделал 20 тысяч негативов и около 10 тысяч фотографий. Более половины – это балет и пластический театр. Самарина всегда завораживал танец, фигуры в запечатленных им в сценах из балетов Леонида Якобсона, Бориса Эйфмана, Мориса Бежара, Ролана Пети, Пины Бауш, Филлипа Толляра – это летящие всполохи света, энергетические заряды, траекторию которых можно увидеть внутренним зрением как продолжение представленной картинки. Свет Катакомб проявит новые ощущения и смыслы Самаринских Sanki’.
Задачей выставки является не столько представить творчество Валентина Самарина по четким временным этапам, сколько дать в эмоциональной и философской полноте объем его искусства, выстроить цельный образ из разных ипостасей мастера и попытаться интерпретировать Sanki’ в иных медиа. Импульсом для выставки-инсталляции послужило создание фильма Алексея Родионова «Белая Рукопись» о Валентине Самарине и искусстве Sanki’.
Катакомбы Петрикирхе выбраны местом проведения выставки неслучайно. И это не первый опыт выставки Самарина в сакральном пространстве: четверть века назад большой живописный холст «Белая Икона» на протяжении трех месяцев висел в молитвенном зале лютеранской церкви в Бад Вимпфене в Германии. На этот раз лютеранская церковь, побывавшая в советское время бассейном, становится своего рода отражением судьбы самого художника. Изгнанный из СССР за рубеж за неугодное режиму искусство в начале 80-х, Самарин сегодня полноправный участник Петербургской художественной жизни, в родном городе его любят и ценят.
Выставка пройдет с 25 августа по 8 сентября.