Фото: Петроцентр/ Дмитрий Фуфаев
Спектакль поставлен по пьесе «Поздняя любовь» (1873), которую сам автор считал одним из лучших своих произведений. Жанр пьесы он обозначил как «сцены из жизни захолустья». Островский видел, как стремительно меняется время и как преображается «захолустная жизнь»: прежняя жизнь по обычаю, уступает место жизни по своей воле. При кажущейся простоте сюжета «Поздняя любовь» приобретала в 1870-е годы остроеактуальное звучание.
Драматург поднимал в пьесе «женский вопрос», во многом предвосхитив движение феминизма в России. Главная героиня, обманывающая ради любви собственного отца, была для современников неразрешимой загадкой: «Что такое за существо героиня «Поздней любви»?», — задавал вопрос рецензент литературного журнала «Гражданин»,после премьеры пьесы на сцене Александринского театра — и не находил ответа…
По сюжету обедневший адвокат Герасим Порфирьич Маргаритов снимает комнату с дочерью Людмилой. Она страстно влюблена в сына хозяйки дома Николая, который ведет разгульную жизнь и проигрывает деньги в трактире. Чтобы спасти возлюбленного из долговой ямы, Людмила решается на нечестный поступок и готова подвести собственного отца! К чему приведет обман во имя любви?
«Это пьеса о проблеме нравственного выбора. Человек постоянно принимает решения. В нем постоянно борются добро и зло. И у каждого из нас – свой нравственный закон, который мы либо нарушаем, либо нет. Пьеса «Поздняя любовь» предлагает множество эффектных сцен внутренней борьбы человека с самим собой. Они дают актерам возможность проявить себя и раскрыть образы героев», — подчеркнул Михаил Смирнов, режиссер, художественный руководитель театра «Буфф».
Главной героиней движет любовь, которая бывает смешной и трагической, выдуманной и настоящей, но все это любовь. Она способна подтолкнуть человека к преступлению, но может и спасти его от нравственной гибели, привести к покаянию и осознанию своей ответственности за близких.
«Как можно сыграть Островского в «Буффе»? Только на нашем языке. Я пробую сделать эту пьесу немножко веселее и попытаюсь совершить невозможное — с нашими гротесковыми средствами не уйти от глубины Островского. Главная героиня Людмила беззаветно любит, и ради любимого человека готова сделать все. Вместе с персонажами мы задаем себе вопросы, сочувствуем и ищем ответы в лабиринтах человеческой души» Михаил Смирнов, режиссер, художественный руководитель