Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
«Суть женщины – это тайна», гласит популярная поговорка народа манден из Мали. Поэтому женские скульптуры на выставке, работы мастеров трех этнических групп – дан, бамана и моси, хранят в себе немало загадок. Известно, только что статуэтки выполняли разнообразные магические функции. Но всех объединяет одно название – фигуры плодородия.
«Эти скульптуры предназначены для разного рода инициаций. Например, эта скульптура, она принадлежит народу Бамана – это народ, который проживает на территории Мали. Там же эта скульптура была приобретена очень известным коллекционером Арсеньевым из коллекции которого она попала к нам в музей. И этот предмет использовался во время юношеской инициации и воплощал в себе образ той идеальной красоты, в поисках которой каждый юноша должен был совершить свой жизненный путь», – рассказала научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Евгения Аброськина.
Красота здесь для европейского зрителя может и неочевидна. Но ведь и мастера южного континента редко стремятся к реалистичности, чаще прибегают к упрощению форм и абстракции. Специалисты считают, что африканскому скульптурному искусству свойствен определенный имперсонализм.
«В какой степени в этом искусстве главное красота и форма, как это нам представляется, либо главное то содержание достаточно сложное. Здесь у нас на выставке это описано и те функции тех замечательных женских скульптур, которые есть», – поделился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Красота в другом. Искаженные и гипертрофированные пропорции, подчеркивают движение и динамику. Эстетика африканской скульптуры в ритме этих изображений. Впрочем, экспозиция предлагает не анализировать место этих предметов в контексте мирового искусства, а обратить внимание на их функции и символику. К примеру, в фигуре женщины с ребенком на спине, мастер акцентировал внимание на главной женской социальной роли – материнстве.
«Зритель очень мало знает про то, какое место женщина занимает в традиционном обществе в африканской культуре С одной стороны есть определенные представления, что она немного жертва – она сидит дома и так далее. И мы хотели показать, каким образом в том числе в африканском обществе женщина обладает властью внутри дома, внутри семьи», – рассказала африканист, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Евгения Аброськина.
В эрмитажных витринах немало подобных редких ритуальных предметов с историей. Первые экспонаты, связанные с культурой коренных народов Африки, поступили сюда 100 лет назад. С последним пополнением коллекция искусства с этого континента насчитывает до 250 предметов. Поиск новых экспонатов на аукционах будет продолжен, а в собраниях Эрмитажа станет больше экзотики