Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Для молодёжи он и история испытаний, выпавших на его долю, выглядит слишком литературно, чтобы быть правдой. Однако правдой остаётся то, что в далёком 60-м четверо советских солдат-срочников оказались в Тихом океане на самоходной барже практически без еды и воды. Они дрейфовали 49 дней. Умирающих парней спас экипаж американского авианосца. На Родину эта четвёрка возвращалась героями. Как они выжили? Какую роль в спасении экипажа сыграл Асхат Зиганшин? И почему об этом лучше всего помнят в Стрельне?
В какой-то момент они были популярнее «Битлз». Им рукоплескал весь мир. Великолепная четверка. Это лишь часть заголовков газетных статей, собранных в музее «Морская Стрельна». Все материалы посвящены одному событию и четырем солдатам: рядовым Анатолию Крючковскому, Филиппу Поплавскому, Ивану Федотову и младшему сержанту Асхату Зиганшину. Их история – это 49 дней скитания в Тихом океане на самоходной барже без запасов еды и пресной воды. Впрочем, сколько именно суток они провели в дрейфе до сих пор точно установить невозможно, рассказывает Олег Вареник, работавший вместе с Асхатом Зиганшиным в Стрельне.
«Дело в том, что книги написаны, в интернете. Начали на Хрущёва валить, что он первый сказал «49». Я, когда познакомился с Зиганшиным, задавал ему вопрос. Было сказано, что у него были часы с календарем. А календарь не переведёт на високосный год», – рассказал создатель и хранитель музея «Морская Стрельна» Олег Вареник.
Во время шторма в заливе Касатка у острова Итуруп баржу сорвало со швартовов. Почти 10 часов экипаж боролся со стихией, но попытки отойти от берега и бросить якорь провалились. А после – закончилось топливо. Течением судно стало относить в открытый океан. Найденные на берегу части баржи и спасательный круг дали все основания считать экипаж пропавшим без вести. Связаться с воинской частью также не удалось – радиостанция оказалась повреждена. Так началась эта советская одиссея.
«Четыре молодых двадцатилетних солдата, не моряки, оказались в такой беде. Я как понял, по знакомству и рассказам, благодаря Зиганшину все остались живы. Он всё взял в свои руки. Сразу начал готовиться. Распределял работы, чтобы не было безделья», – рассказал создатель и хранитель музея «Морская Стрельна» Олег Вареник.
Два ведра картофеля, банка тушёнки, небольшой запас крупы и чай. Вот вся еда, которая была на судне. Провизию пришлось делить. Но на сколько частей – не знал никто. Асхат Зиганшин, как старшина, установил паёк. Одна картофелина в день, одна ложка каши. С каждым днём меньше становилось не только припасов, но и надежды на спасение. Нечем стало топить печку. Жгли покрышки, которые использовали как кранцы. В фильме «49 дней» режиссёр Генрих Габай подробно рассказывает, что ели солдаты, когда закончилась провизия. В ход пошли кожаные ремни и нижние части кирзовых сапог. Это же – один из главных акцентов во всех публикациях о четверке героев.
«Приехали журналисты. Взяли катер. Только про сапоги. Когда мы вышли в море, журналисты достали газовую плиту, сапог и предложили ему показать как он резал сапоги. И я ахнул. Он это не любил, потому что все газеты, которые написаны, все на этом спекулируют», – рассказал создатель и хранитель музея «Морская Стрельна» Олег Вареник.
В статьях, очерках и книгах авторы подчёркивают – именно хладнокровие и спокойствие Асхата Зиганшина позволило экипажу выжить в штормовых водах океана. Дочь героя, Альфия Зиганшина, соглашается. Закаленный ещё в детстве характер отца, внутренняя самоорганизация, исполнительность – вот те качества, которые помогли продержаться. Рассказывать о путешествии Асхат Зиганшин не любил, но никогда не отказывал. Будь то выступления в морских училищах, пионерских лагерях, или интервью для газеты.
«Про папу много писали. Писали очень много. В основном, конечно, про папу писали хорошие статьи. Основная масса, конечно, людей с восхищением относилась к его подвигу. Мы чаще слышали приятные отзывы. Папа многим людям нравился. Он был скромный, простой, никогда не кичился», – рассказала дочь Асхата Зиганшина Альфия Зиганшина.
Во время дрейфа Асхат Зиганшин вёл судовой журнал. Отмечал всё. Сколько съели, сколько выпили, как меняется настроение экипажа. Особенно скрупулёзно он это делал в первые недели. Но потом записи стали появляться всё реже. Просто рассказывать было не о чем. Последняя отметка – о появлении вертолётов и самолётов. Вот только кроме автора дневник так никто и не прочел. Он забыл его во время эвакуации в рубке.
Дрейфующую баржу заметил экипаж патрульного самолёта американского авианосца «Кирсардж». Он шел из Японии. Советских солдат перенесли на борт корабля, накормили и перевезли на сушу. В Калифорнию. Именно там после восстановления они получили от мэра ключи от городских ворот, став почётными гражданами Сан-Франциско. А в Советском Союзе историю спасения рассказали только 16 дней спустя. Солдаты, стали героями, а позже – моряками, связали свою жизнь с флотом. Асхат Зиганшин служил в составе аварийно-спасательного дивизиона Ленинградской военно-морской базы. В 2011 был признан почётным жителем Стрельны. А после выхода на пенсию сторожил суда.
«Должность была – береговой матрос Зиганшин. Последние пять лет он тут работал», – рассказал создатель и хранитель музея «Морская Стрельна» Олег Вареник.
История Асхата Зиганшина и трёх его сослуживцев, награждённых орденом Красной Звезды, легла в основу не только фильма. Подвигом воодушевились писатели. Стихи о дрейфе баржи «Т-36» написал Владимир Высоцкий.
А текст песни Сергея Гребенникова «О четырёх героях» ещё до основания «Гражданской обороны» перепел Егор Летов в составе группы «Коммунизм».