Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В одной из самых загруженных мастерских по восстановлению картинных рам приступают к работе над уникальными багетами. Созданные по эскизам художника Верещагина для собственных картин, они имели большое значение для мастера. Художник даже обижался на Третьякова, когда тот вывозил картины на выставку без рам, рассказывают реставраторы. Поэтому к работе они подходят с особой скрупулезностью и используют аутентичные материалы.
«Мы берем фрагмент, устанавливаем его по месту. В границах утрат все очень строго происходит. А вот второй фрагмент. Секрет реставрационной мастики нами был разгадан, из чего делались орнаменты. Все это используется в работе», – отметила ведущий реставратор высшей категории Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Мария Демченко.
А в мастерской по реставрации масляной живописи близится к завершению работа по восстановлению картины Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Как врач о пациенте, реставратор должен знать всю историю болезни произведения искусства. После химико-биологических исследований грунта и лакокрасочных слоев, мастера нанесли рыбный клей на поверхность, накрыли папиросной бумагой и прогрели утюгом. Благодаря такому нехитрому процессу слои прочно скрепляются с холстом.
«При проклейке холста клей прошел насквозь. Тем самым со временем нити уточнились, стали хрупкие и дублировка не исполняла свои функции. Мы удалили дублированный холст, и вот за моей спиной у стены стоит большой новый подготовленный холст», – отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Марат Дашкин.
На каждую такую картину заводится паспорт проделанных работ. Это своего рода история болезни. Каждая последующая реставрация будет проводиться с обязательным учетом предыдущих работ.
«Мы осматриваем произведение дважды в год, делаем для себя пометки. У нас есть картограммы, где мы отражаем значками все новое. Если что-то новое происходит, мы ставим дату, когда мы это обнаружили. И еще есть очень подробное описание сохранности текстовое, которое мы дополняем в случае необходимости», – рассказала ведущий художник-реставратор высшей категории Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Ольга Клёнова.
«Мы должны стабилизировать бумажную основу, понизить уровень кислотности, которую приобретает бумага в процессе естественного старения. И придать ту механическую прочность, которая позволит снова ввести лист в альбом. И наша задача – привести все листы если к не идеальному, то в состояние близкое к стабильному», – отметила художник-реставратор Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Евгения Щукина.
В отделах Службы реставрации специалисты возвращают вторую, третью, а некоторым вещам и пятую жизнь. Восстанавливают всё: спасают и живопись, и ткань, и дерево. Ежегодно в мастерские, где происходит таинство восстановления шедевров, попадает более четырех тысяч произведений. Благодаря умению и профессионализму мастеров Русский музей может проводить свои выставки регулярно и бесперебойно.