Как в Петербурге восстанавливают церковь святой великомученицы Екатерины

8 апреля  21:23 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Всего десять минут пешком от станции метро Василеостровская – и вы окажетесь у церкви святой великомученицы Екатерины. Впрочем, купол этого храма вы увидите гораздо раньше.

Это высотная доминанта Васильевского острова. Красивейший архитектурный памятник, который венчает ангел с крестом в руках. Другого такого в России нет. И церковь эта действующая, вот только службы там сейчас не идут. Зато идет реставрация. Уже несколько десятков лет! Тот случай, когда святыня, без преувеличения, возвращается по крупицам. И будто ни конца ни края этому нет. В этом году храму исполнится 200 лет. Он вряд ли встретит юбилей полностью обновленным. XX век стал самым разрушительным для этой церкви. В XXI веке есть шанс все исправить.

60-метровую и много лет безмолвствующую колокольню на Кадетской линии знает каждый житель Васильевского острова. Во дворе величественного, но пустующего сегодня храма святой великомученицы Екатерины, прихожан встречает скромная часовня-времянка.

Часовня слышала немало молитв, но чаще других, наверное, о скорейшем восстановление храма. Реставрация началась еще в девяностых и продолжается по сей день. На этом месте церковь появилась в 1745 году, сначала деревянная. Спустя полвека она сгорела и началось строительство каменного храма. Участвовали лучшие специалисты, профессора императорской академии художеств. Храм любили в высшем петербургском обществе. Его прихожанами были Менделеев и Чайковский, Верещагин и Куинджи, Павлов и Введенский.

«В 1912 году в доме купца Мясникова напротив церкви поселились Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилев. Это была первая совместная квартира. Дом в Тучковом переулке они любовно называли тучкой. И Анна аАндреевна написал такие строки: «Был переулок снежным и недлинным. И против двери к нам стеной алтарной воздвигнут храм святой Екатерины», – рассказал краевед, автор исторических маршрутов Владимир Гусаров.

В XIX – начале XX веков церковь впечатляла роскошью своего внутреннего убранства. Сыграло роль расположение – рядом с набережной. Пожертвования делали артельщики, помогали храму и купцы. В числе меценатов – Елисеевы и Демидовы.

«Ценными были иконы – это, конечно, икона с великомученицы Татьяны, которая была украшена россыпью бриллиантов, где-то 700 бриллиантов на ней было. Настолько любили храм. Здесь стояли артели, где управляли богатые люди. И они стояли возле своей иконы и молились», – рассказал настоятель церкви протоиерей Иоанн Пашкевич.

Неудивительно, что ряд икон специально для храма был написан известными художниками Брюлловым и Угрюмовым.

Один из самых богатых храмов города опустел в советские годы. Закрыли церковь в 1936 году и тогда же исчезли все ценности, включая иконы, инкрустированные драгоценными камнями. Лишился креста и ангел на куполе храма, а саму скульптуру измазали черной краской.

Снять ангела, возможно, просто не смогли. Несмотря на то, что в XIX веке для легкости его специально вырезали из дерева и листовым свинцом обили снаружи, вес скульптуры все равно был около двух тонн. Оставшегося без креста ангела в народе прозвали «пионером».

«Одна рука ведь изначально крест подпирала в верхней его части. Оставшись без креста, он выглядел довольно странно, так что местные и атеистически настроенные жители стали называть церковь храм с пионером. Потому что его рука, которая раньше подпирала крест, была словно вздернута в пионерском приветствии», – объяснил краевед.

В сороковые годы здание церкви отдали под лабораторию геологоразведочного института. НИИ врезает в капитальные стены железобетонные перекрытия, чтоб разделить пространство на четыре этажа. Строит лестницы, проводит трубы вентиляции, закрашивает стены. Когда в девяностых храм возвращают православной церкви, фронт восстановительных работ оказывается грандиозным. 15 лет только разрабатывают и утверждают проектную документацию, постепенно восстанавливают купол, фасад колокольни, отливают сами колокола, а, главное, воссоздают ангела и возвращают ему крест. Работа кипит, в церкви даже начинают вести видеоблог, где рассказывают, в том числе, о ходе строительства.

За последний год выполнили один из самых непростых этапов: демонтировали большую часть тех самых железобетонных перекрытий, которые превращали храм в четырехэтажное офисное здание. В процессе реставрации обнаружили и росписи на стенах, которым может быть почти 200 лет.

«Живописи здесь очень много, то есть которая сейчас закрыта вот именно такими масляными красками, многослойными, потому что насчитывалось порядка 18 слоев именно поздних, уже поздних красочных составов. Те расчистки, которые мы наблюдаем, говорят, о том что живописи очень много и нужно проводить исследовательскую работу для того, чтобы определить степень ее сохранности и объем ее наличия в принципе в церкви», – сказал гендиректор реставрационно-строительной компании Никита Барабанщиков.

Сейчас разрабатывают очередной проект реставрации, чтобы продолжить работу. Но даже при отсутствии проблем с финансированием, чтобы восстановить храм «под ключ», надо не меньше трех-пяти лет. А сложности с финансированием есть, рассказывают в церкви. Для восстановления двухсотлетнего храма, площадью, превышающей четвре тысячи квадратных метров, который пострадал от обстрелов в Великую Отечественную войну и от множества перестроек, нужно не только время, но и большие деньги.

«Необходимо до миллиарда рублей, чтобы полностью восстановить храм. Мне не найти такие деньги. Миллионов 50 ушло только на перекрытия. Чтобы расчистить все от краски – надо около 200 миллионов. Иконостас 25 миллионов стоит, а у нас их три. Плюс отделочные работы», – добавил протоиерей Иоанн Пашкевич.

По легенде город на Неве хранят три ангела, символизирующие пресвятую троицу. Золотой – на соборе Петропавловской крепости, бронзовый – на Александровской колонне, серебряный – на куполе церкви святой великомученицы Екатерины. Обновленный третий ангел теперь ждет, когда обновят и его обитель.

#петербург #реставрация #церковь