Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
1738 год
Прежняя «Большая першпективная дорога» в Санкт-Петербурге от Дворцовой площади до
Мойки получила официальное название – «Невская Проспективная улица». Ровно через год наименование продлили до современной площади Восстания, а в 1740 году название продлили на весь проезд. В 1781 году название «Невский проспект» стало официальным. К первой годовщине Октябрьской революции, в октябре 1918 года, магистраль получила название проспект 25-го Октября. Правда, спустя почти четверть века в блокадном Ленинграде было принято решение вернуть историческое название – Невский проспект. Сегодня главный проспект Санкт-Петербурга протянулся через центр города на четыре с половиной километра. Самое широкое место – 60 метров – находится у Гостиного двора, а самое узкое – 25 метров – у Мойки. Нечетная сторона неофициально называется «теневой», четная – «солнечной».
1747 год
В центре Главного адмиралтейства была освящена церковь во имя Воскресения Христова и
праведных Захария и Елизаветы. Храм просуществовал до перестройки Адмиралтейства в
1808 году. После перестройки, в 1821 году, на втором этаже была освящена церковь во имя
святого Спиридония Тримифунтского, которая с 1858 года стала называться Санкт-
Петербургский Адмиралтейский собор. Храм являлся приходом «из всех членов Морского ведомства, в Санкт-Петербурге находящихся» и просуществовала до 1920 года.
1832 год
Петербургский акушер Андрей Мартынович Вольф впервые в России успешно перелил
роженице кровь ее мужа и тем самым спас ей жизнь. Операция была выполнена в квартире
пациентки, которая жила в доме Рагинского (сегодня Лермонтовский проспект, дом 10). Для
переливания Вольф использовал аппарат и методику, полученную им от пионера мировой трансфузиологии Джеймса Бланделла, который выполнил первую успешную подобную операцию в Лондоне 25 сентября 1818 года. 20 февраля 2007 года во время «круглого стола» по проблемам донорства и службы крови в Госдуме было принято решение об учреждении Дня донора.
1843 год
Министерство государственных имуществ издало Указ об организации переселения крестьян
в связи с освоением Сибири. Он регламентировал переселение государственных крестьян из
губерний европейской части России за Урал. Документ гарантировал переселенцам выдачу
безвозвратной ссуды деньгами, снабжение земледельческими орудиями и скотом, также
предоставлялась восьмилетняя льгота от податей и повинностей. Кроме того с переселенцев
слагали недоимки по прежнему местожительству, отводились в местах водворения земельные
наделы по 15 десятин на душу и предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской
повинности на три очередных призыва. Всего за 11 лет такой возможностью переселения воспользовалось 90,6 тысяч крестьян.
1903 год
В этот день был открыт Лиговский народный дом графини Софьи Владимировны Паниной.
Здесь были размещены учебные классы, обсерватория, юридическая консультация и
сберегательная касса. Были предусмотрены бесплатная столовая, чайная для неимущих и
дешевая – для тех, кто в состоянии заплатить за обед 5–10 копеек. В цокольном этаже
оборудовали мастерские: слесарные для мальчиков, по обучению шитью и переплетному
искусству – для девочек. Воспитание было, в основном трудовым, нравственным и
духовным. Выходцы из бедных рабочих семей обеспечивались питанием, одеждой.
В специальных классах взрослые могли получить начальное образование. При желании
оканчивали затем курсы второй ступени и, успешно сдав экзамены, приобретали диплом
народного учителя. В 1910 году Лиговский народный дом получил награду Брюссельской международной выставки за успехи в распространении научных и технических знаний.
1932 год
В Ленинграде завод «Промет» освоил выпуск первых в СССР бензино-раздаточных колонок,
которые были изготовлены по чертежам советских инженеров. До этого заправочные колонки
в России были зарубежного изготовления и начали появляться с 1911 года, когда между Императорским Автомобильным Обществом и Товариществом «Братьев Нобель» был заключен договор о поставках так называемых «бензиновых станций». В журнале №8 «Мотор» от 1931 года появилась следующая заметка: «На постройку колонки требуется 211 кг чугуна, 210 кг железа, 63 кг меди и латуни и 16 кг алюминия, но в процессе дальнейшей работы завод предполагает облегчить конструкцию колонки, усовершенствовать ряд отдельных деталей, сократить применение цветных металлов…В текущем году завод предполагает выпустить 300 колонок. Перспективный план на ближайшие годы: 1200 колонок в 1932 г. и 2400 в 1933 г.»