Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Знаменитым парфюмом конца 19 века становится продукция парфюмерной фабрики провизора Александра Остроумова. Особенно популярны его духи были в высшем свете. Среди поклонниц его продукции прима Большого театра, народная артистка СССР Антонина Нежданова. Выставка представляет уникальный экспонат — граммофонную пластинку из частной коллекции с арией оперной дивы, которая хорошо передаёт атмосферу того времени.
Единственным и наиболее действенным двигателем парфюмерного бренда тогда считались афиши. Самая крупная их коллекция хранится в фондах Национальной библиотеки. Они не только представляют продукцию лучших парфюмеров России, но и наглядно демонстрируют развитие индустрии. Так, парфюмерное дело в стране начинается с мыловарения. Затем открытие первой фабрики духов француза Альфонса Ралле. Именно он первым придумал ароматизировать программки-саше концертных вечеров для продвижения собственного бренда.
«К нам пришла мода на запах этот, искусственно созданный во Франции. И в 19 веке началась пора импортозамещения, которым мы все с вами занимаемся сегодня. И были разработаны наши отечественные духи, которые по качеству не уступали и букету французских духов, и пользовались таким же успехом, если не больше, не только в России, но и за рубежом», — рассказал генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский.
Специально для выставки гильдия парфюмеров воссоздаёт некоторые ароматы имперской России по приобретённому Музеем парфюмерии на аукционе сборнику рецептур.
«Не все ароматы возможно воссоздать по рецептам. Какие-то требуют включение в себя веществ, которые запрещены. Как, например, дубовый мох или ограниченный в применении кумарин. Поэтому мы представили альпийскую розу. Естественно, она не может быть тёплой, пудровой. Она холодная, утренняя, с росой роза», — отметил президент гильдии парфюмеров Оксана Чернышова.
Одна из витрин посвящена легендарному Анри Брокару, создавшему целую империю. Самые знаменитые его духи были созданы для Александры Фёдоровны, супруги последнего русского царя. Аромат с необычным терпким запахом пережил все перипетии 20 века и в 21 стал хорошо известен во всём мире. Правда, под совсем другим названием.
«Здесь можно увидеть и афиши, и флаконы духов «Красная Москва». Духи были изобретены в 19 веке, они назывались «Букет императрицы». Этот рецепт уже в 20 веке известен нам под названием «Красная Москва», — подчеркнула куратор выставки «Афиши и ароматы» Дина Алёшина.
К слову, флаконы ценились не меньше, чем их ароматное содержимое. Некоторые можно считать произведением искусства. Например, крепкий и освежающий, так он представлен на афише, одеколон «Северный» стремились приобрести в том числе и потому, что над дизайном флакона работал сам Казимир Малевич. Изучить историю развития парфюмерного искусства и окунуться в мир изысканных ароматов петербуржцы смогут до середины мая.