Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Первой премьерой этого года в Мариинском театре станет знаменитая опера «Набукко», с которой началась карьера великого итальянского композитора. Увидеть постановку в марте можно будет шесть раз: 5 марта в 14:00 и 19:00, 12 марта в 12:00, 16:00 и 20:00, а также 31 марта в 19:00. Спектакль готовят: режиссер Анна Шишкина, художник по декорациям Петр Окунев, художник по свету Антон Николаев, художник-технолог по костюмам Антония Шестакова и художник по видео Вадим Дуленко. Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки — Валерий Гергиев.
Мировая премьера оперы состоялась более 180 лет назад, и тоже в марте — 9 марта 1842 года «Набукко» с триумфальным успехом прогремела на сцене миланского Teatro alla Scala. За сезон она была показана еще семь раз, чтобы в следующем вновь вернуться в репертуар — «Набукко» поставили заново, и за три месяца спектакль выдержал 57 представлений. Так третья опера молодого малоизвестного композитора сделала его важной фигурой в музыкальном мире.
В России с «Набукко» зрители познакомились в 1851 году — итальянская труппа поставила оперу именно на сцене Большого (Каменного) театра. Заглавную партию исполнил Джорджо Ронкони, выступавший на миланской премьере. Всего было дано четыре представления, а затем сочинение ждало своего часа еще долгих полтора века.
В 2005 году на Мариинской сцене состоялась яркая премьера «Набукко» в постановке художественного руководителя московской «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана. Спектакль повторяли в 2013-м, в год 200-летия со дня рождения Верди. Сегодняшний «Набукко» в версии 2023 года — новая постановка, которую так долго ждала публика. Партии к премьере готовят сразу несколько составов ведущих солистов труппы.
Эта опера считается первой по-настоящему вердиевской оперой. Сюжет основан на библейской истории о жестоком вавилонском царе Навуходоносоре, вставшем на путь истины, пройдя через триумф, предательство и безумие. Это сложное, многомерное произведение — и сюжетно, и музыкально. В «Набукко» же впервые появляется настоящая вердиевская героиня — темпераментная Абигайль, для роли которой Верди создает партию «неистового сопрано».
«Зажги в своих рабах огонь, который истребит чужеземец» — так народ молится в храме об освобождении врагов, осаждающих Иерусалим. У Вавилонского царя Новохудоносора и итальянской транскрипции Набукко, две дочери. Младшая Фенена влюблена в иудейского военачальника Измаила и может стать ключом к спасению. Но и старшая пылает страстью и готова мстить. Верди создает для нее партию «неистового сопрано».
«Абигайль из-за того что у них были какие-то связи, она решила ему отомстить, решила отомстить и своей сестре Фенене», — рассказал исполнитель роли Измаила Александр Трофимов.
Опера Верди, с которой и началась слава великого композитора, всегда была спектаклем для демонстрации лучших вокальных возможностей ее исполнителей. У каждого персонажа неповторимый характер, выраженные в сложнейших партиях.
«Жесткость этого персонажа требует такого же в голосе звучания. Такой острый резкий звук, который в последующем из-за того что персонаж меняется нужно перейти в более духовное. Это очень сложно на самом деле. Только кажется что все просто», — рассказал исполнитель роли царя Вавилона Вячеслав Васильев.
«Иерусалим», «Нечестивец», «Пророчество», «Сокрушенный идол» — названия четырех актов оперы хорошо передаю ее главные темы: древний мир, религиозные конфликты, роль личности в истории и, конечно, любовь.
Будем говорить со зрителями, с вами дорогие зрители, о простых, но главных вещах. Каким богам мы поклоняемся, насколько мы смиренны, насколько мы непокорны», — отметила режиссер-постановщик «Набукко» Анна Шишкина.
Символично что премьера в Мариинке состоялась сейчас. Именно в марте, но 180 лет назад опера впервые прозвучала на сцене театра «Ла Ска́ла» в Милане. В Петербурге увидеть постановку можно будет несколько раз. Премьерные показы пройдут 5, 12 и 31 марта.