Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Для туристической отрасли эти «первые ласточки» из Поднебесной — хороший знак, который, впрочем, не означает, что поток гостей из Азии в этом году достигнет масштабов доковидного времени. Слишком многое поменялось. Расчет теперь идет на своих путешественников, которые по очень многим причинам планируют поездки внутри страны.
И здесь стоит отметить, что подход «своим и так сойдет» в индустрии гостеприимства уже не работает. Приезжающие хотят видеть достойный уровень сервиса, им нужны удобные информационные платформы, которые будут извещать, предупреждать, направлять туриста — в общем, аккумулировать все, что связано с отдыхом в данном регионе, а еще они хотят новых впечатлений, а это — разнообразие турпродуктов.
Каждый третий турист, приезжает в Петербург чтобы увидеться с друзьями или родственниками. Об этом говорит официальная статистика. Вторая по популярности цель поездки — культурно-познавательная. Музеи и театры посещает около 30% гостей города. В среднем туристы за пять дней проживания на берегах Невы тратят около 35 тысяч рублей. При этом мужчины расходуют немного больше, чем женщины. А у последних популярность набирает событийный туризм и медицинский туризм.
Именно такой вид путешествий во многом может определять развитие индустрии в Петербурге в этом году. Фестиваль, открытие новой выставки или ожидаемая постановка привлекают туристов из ближайших регионов. В прошлом году, 40% гостей Северной столицы — жители «белокаменной». Сказывается и уровень доходов москвичей и транспортная доступность. Едут из Северо-Западного Федерального округа и крупных городов Урала и Сибири. Закрытые границы привлекли на берега Невы тех, кто раньше предпочитал набережные Сены или каналы Венеции, рассказывает Игорь Воеводский — экскурсовод с тридцатилетним стажем. Адаптироваться к новым условиям пришлось и его коллегам.
«Для тех, кто работает с приезжими, те, кто раньше ездили за границу, те привыкли к более высокому уровню сервиса, к лучшим отелям, к лучшим автобусам, автомобилям. И готовности экскурсоводов расстилаться так, как захочется заказчику», — подчеркнул Игорь Воеводский.
А после изменения федеральных законов экскурсоводам и гидам нужно еще и подтвердить свою квалификацию. Получить лицензию. И это возможность только для граждан России. И хоть процесс идет медленно — дефицита рассказчиков городских историй не предвидится. Предложение пока не опережает спрос. Но, по сравнению с пандемийными годами восстановление индустрии несомненно заметно. Так, на четверть растет пассажиропоток на экскурсионных автобусах. Такой же прогресс отмечают в кафе и ресторанах. А центры притяжения, вроде музейных комплексов и парков и вовсе принимают на 60% больше гостей, чем в 2021-м году. Эксперты отмечают — поведение туристов изменилось. В топе запросов интерактивные программы, семейный отдых, новые общественные пространства.
«Сейчас становится все более востребовано. От гастрономического, до промышленного. Это просто разные экскурсионные программы, разные причины приезда в город. Разные сценарии нахождения в городе. Мы говорим, что их много. Что это бесконечный конструктор путешествий. Под это создается и развивается инфраструктура», — отметил Сергей Корнеев председатель комитета по туризму Санкт-Петербурга.
Доля иностранных туристов, посетивших Петербург в прошлом году — меньше 10%. Для сравнения, в рекордном 2019-м — почти 45. Около пяти миллионов человек. Пока говорить о полном восстановлении этого сегмента не приходится. Но в Северной столице ждут гостей из Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.
Отдельная тема — туристы из Китая. Пандемия и локдауны практически уничтожили отрасль в Поднебесной. После возобновления авиасообщения первые группы начали путешествовать по миру. Но отсутствие чартерных рейсов делает путёвки в разы дороже. В случае с посещением России ситуация осложняется и нерешенным визовым вопросом.
«А именно по безвизовым спискам приезжала большая часть групп до пандемии. Вопрос с безвизовом так и остается открытым. Даже нет сроков, когда планируют его открывать. И, соответственно, вопрос в том, что высокая стоимость поездки и сейчас нет глубины продаж. Вот сейчас первая группа приехала, но даже на март-апрель, на ближайшее время нет продажи туров», — подчеркнула директор лаборатории изучения китайского туризма Полина Рысакова.
Глубиной продаж, то есть оплаченными заранее слотами, могут похвастать разве что отельеры. Номера в петербургских гостиницах раскупают на майские праздники, период «белых ночей». Гости — семьи из регионов России. Внутренний туризм в ближайшее время — это и вынужденная мера и модный тренд.
«Повышенный интерес россиян к путешествиям вызван предыдущими годами пандемийными. Когда отложенный спрос. Сейчас сказывается эффект отложенного спроса, потому что он формировался все эти годы периода пандемии. И сейчас он как пружина выстреливает», —отметил владелец отеля Юнис Теймурханлы.
Отложенный спрос на путешествие в Петербург формирует вся отрасль. Специалисты профильного комитета подогревают интерес за границей и в российских городах, очно и заочно участвуя в тематических выставках. Туроператоры предлагают путевки на самые популярные даты. Но пока все игроки рынка не форсируют события и восстанавливают индустрию после мирового потрясения с осторожным оптимизмом.