Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В здании хранится почти тысяча единиц женской обуви, начиная с 19 века. В стенах Петропавловской крепости стоит помнить, что это не просто обувь, а музейный экспонат, поэтому работать с ним нужно обязательно в перчатках. На примере пляжных тапочек можно отследить, как советские модницы сами формировали тренды: появлялись в них не только на берегах водоёмов, но даже на Невском проспекте.
Парадокс, но пляжные тапочки стали столь популярны, что даже известные художники тех лет не смогли устоять. Вот модная обувь на картине Самохвалова «На теннисной площадке. Девушка с ракеткой». Одно из последних приобретений в коллекции — белые расшитые лайковые туфли. Венский каблук, удлинённый тупой носок. В 1911 году владелица шла в них под венец.
«Что ценно — они поступили в фирменной в своей родной коробке, из которой мы можем все выходные данные этого изделия узнать. Туфли прекрасно сохранились благодаря тому, что нарядная дорогая обувь носилась мало и в семьях хранилась бережнее, чем бытовая повседневная», — отметила хранитель Фонда костюма и тканей Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Щербакова.
Проследить изменения политического курса страны можно даже по обуви, которую носили. Если дореволюционные экспонаты поражают изяществом, ранние советские туфли обычно скромны и утилитарны.
«Мы видим две контрастные пары 1920-30-х годов: это туфли немецкой фирмы «Саламандер». Они выполнены из кожи ящерицы. Принадлежали, вероятно, достаточно состоятельной владелице. И совершенно бытовые повседневные туфли обычной советской гражданки из серой парусины. Достаточно распространённый материал на это время», — добавила Ольга Щербакова.
Эти женские босоножки 40-х годов на деревянной подошве из отходов производства в Городской музей истории передали коллеги из музея обороны и блокады Ленинграда.
«Их носили в блокаду, причём не только в осаждённом Ленинграде, их носили и в Европе. В литовских музеях, во французских музеях есть аналогичные образцы на деревянной подошве и из ремешков. Это больше артели производили, потому что все крупные предприятия всю свою продукцию, естественно, на военные рельсы перестроили», — рассказала Ольга Щербакова.
А другим с виду современным замшевым туфлям — уже более 70 лет. Родом они из Поднебесной. Товары из Китая уже тогда пользовались успехом. С первого взгляда может показаться, что перед нами детская обувь. Но нет: в коллекции музея четыре десятка так называемых моделей. Миниатюрные образцы сначала утверждались на худсоветах. А уже потом запускали производство туфель привычных размеров. Новый каталог тиражом всего 200 экземпляров — это ещё один шаг в изучении истории быта Северной столицы.
«У нас акцент идёт прежде всего на локальную специфику: это история Петербурга, Ленинграда, два века: 19-й и 20-й. И в этом смысле это такой нетривиальный, нестандартный способ взглянуть на какие-то социальные, экономические, технологические, культурные процессы», — подчеркнула автор-составитель каталога, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Мария Терехова.
В музее истории Петербурга шутят: даже у современной обуви есть шансы в будущем попасть в подобные каталоги.