Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Стилистически разобщенные, тем не менее дающие единое ощущение эпохи. Семь залов, представляющих коллекцию в ее цельности и полноте, представляет образ ковчега, плывущего по воображаемому Млечному пути.
Оформление «Параллельных вселенных» – своего рода перформанс. Экспозиция открывается работами Анатолия Зверева. Его картины и положили начало частной коллекции. В семи залах работы художников-шестидесятников объединены скорее по цвету и фактуре, чем по тематике. Особое внимание уделили свету – больше трёх сотен ламп точечно подсвечивают краски и сюжеты. Специально выбраны окружающие цвета. Серый – максимально нейтральный. Оранжевые акценты – дань современной моде.
«Задачу я ставил перед собой – сделать максимально нейтральную среду, взвешенную. Вы видите одного цвета и пол и стены. И только типографика порталов, она из себя представляет внесённый дизайн», – рассказал художник-постановщик композиции Анатолий Голышев.
Выставочный проект собран из двухсот пятидесяти картин из частной коллекции Наталии Опалевой. Мецената и предпринимателя. В залы Мраморного дворца они попали после тщательного отбора. Лучшие работы представителей так называемого «второго авангарда» – Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Эрнста Неизвестного и других. Главное направление – абстракция.
«Абстракция – это был тот художественный приём, с которого художники-шестидесятники, очень многие из них начинали. Потому что это возможность максимально отойти от идейного искусства. Обратить внимание на форму, на цвет, на линию», – отметила коллекционер Наталия Опалева.
Для музейщиков и посетителей эта выставка – возможность увидеть срез эпохи советского искусства.
«У нас даже есть такой цикл – выставка из частных коллекций. И мы показываем разное. И XIX век, и XVIII. Фарфор. И так далее. И эта выставка в рамках этого цикла. Но она для нас особенная, потому что всё таки это 60-80-е годы. Время, которое помнят многие», – рассказала заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Картины дополнены скульптурой. Экспонатов не так много, но они занимают своё место в общем повествовании. Завершается выставка так называемым космическим залом. И доминанта в нём – идолы Гриши Брускина. Художник признаётся – впечатлён и выставкой в целом, и оформлением своих работ. Контекстом, в который их поместили.
«Я их увидел, действительно. Но в них есть эта космичность, связь с космосом. Конечно, эта идея была. В этих скульптурах. Меня интересовала архаика», – рассказал художник Гриша Брускин.
Даже картины из этой частной коллекции в Петербурге уже выставлялись. В проекте «Лики. Лица. Морды». Однако именно эти образы посетители Русского музея увидят впервые. Впрочем, «Параллельные вселенные» ими не ограничиваются. Проект дополняет каталог. В нем 750 работ, а также специально разработанные путеводители по миру абстракции для взрослых и детей.