Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В Михайловском дворце, как и 125 лет назад, шумно и многолюдно. Гостей встречают управляющий Русского музея князь Георгий Михайлович, архитектор Леонтий Бенуа, а по залам гуляют Илья Репин, Архип Куинджи, Иван Шишкин. Практически в том же составе 19 марта 1898 года и открывали музей, в котором собрали лучшие работы русских художников.
Так Архип Куинджи объясняет то волшебство, которое видишь в знаменитой «Лунной ночи». Глядя на картину, так и хочется проверить, нет ли там за полотном лампочки. Вот уже 125 лет через весь зал бурлаки на Волге тянут свой груз, Садко всё ещё выбирает себе в жёны одну из морских девиц, всё также заседают государственные мужи в Мариинском дворце, а хохот запорожцев, которые пишут письмо турецкому султану, кажется, слышен во всём Михайловском дворце. Чтобы передать дух казачества, автор искал натурщиков повсюду: и среди друзей, и прохожих на улице.
«Вот обратите внимание, очень сложно дались глаза двух персонажей по центру картины. Для одного из них получилось взять веко, а от другого глаз. От каждого что-то своё. Например, для атамана Серко позировал Драгомиров — известный генерал», — рассказал реконструктор в образе художника Ильи Репина Денис Сорокин.
Реконструкторы так вжились в свою роль, что сегодня можно представить, как художники смотрели на свои картины, когда их экспонировали в новом тогда музее. Сокровищница разместилась в особняке Михаила Павловича. Карл Росси строил для великого князя, но уже больше века это дворец великого русского искусства, где каждое полотно — шедевр.
Отсюда и пошёл Русский музей. Картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» Александр III изначально купил для себя. Но уже тогда император задумывался о том, чтобы открыть в Петербурге всенародный музей с лучшими экземплярами русской живописи. Но воплотить мечту государь не успел. Волю отца исполнил Николай II. Тот самый первый экспонат и сегодня представлен в экспозиции.
Больше века назад собрание Русского музея насчитывало порядка 500 картин. Сегодня — это более 400 тысяч экспонатов.
«Прошло 125 лет. Тогда это был только Михайловский дворец. Сегодня — это крупнейший комплекс, который расположен в Петербурге. Это и Строгановский дворец, Мраморный, Инженерный замок, Летний сад, Михайловский сад, домик Петра, Летний дворец Петра», — отметила врио директора Русского музея Анна Цветкова.
Сегодня Русский музей — это место, где, как в сказке Пушкина, повсюду витает русский дух. Это первый в стране музей, в котором собрана богатейшая коллекция отечественного искусства. Здесь легко окунуться в эпоху 19 века, особенно, когда по залам гуляют дамы с кавалерами.
«В платье, не знаю, я проваливаюсь в прошлое, я вообще не чувствую себя человеком из этого века. Иногда в этих современных костюмах думаешь, что же я здесь делаю», — поделилась реконструктор Мария Кузнецова.
В День юбилея в Михайловском дворце можно не только полюбоваться картинами. Кажется, впервые посетителя захлестнул не «Девятый вал» Айвазовского, а музыка Чайковского. Прекрасное дополнение к шедеврам, которые как и 125 лет назад, продолжают покорять сердца посетителей Русского музея.