Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Как известно, постоянно человек счастлив быть не может, тем ценнее это ощущение. На новой выставке в музее Академии художеств — 120 экспонатов: 120 моментов счастья, которое испытывали советские люди после окончания Великой Отечественной войны.
Экспозицию нельзя назвать классической. Сами картины хоть, безусловно, и представляют интерес, лишь дополняют воссозданную атмосферу. Атмосферу счастья. Организаторы даже выпустили специальную газету, стилизованную под печатную продукцию тех лет. Впрочем, есть здесь и подлинные публикации 50-ых — 60-ых годов. Полюбоваться искусством можно, сидя на скамейках. Их, кстати, специально к выставке доставили из «Пенатов» — музея-усадьбы Ильи Репина. Из динамиков раздаются советские марши и патетические мелодии.
Но основной акцент всё же на живописи. С полотен, написанных выпускниками Академии художеств, на нас смотрят улыбчивые счастливые лица детей и взрослых — как пионеров, так и пенсионеров. Самая ранняя картина датирована 1946 годом. А в 51-ом ленинградский художник, автор мозаики на станции метро «Автово» Алексей Соколов напишет своих «Знаменосцев мира». По словам искусствоведов, послевоенное десятилетие советской живописи можно выделить в особый период отечественного искусства. Парадокс: мастера кисти пытались рассказать о том, чего сами в жизни почти не испытывали.
«Многие из них в детстве пережили те страдания, которые многим людям и не снились просто. Образ счастья для них уже был в том, что у них мирное небо над головой — это уже счастье, мир в доме — это счастье. Мы много говорим о всяких разных сталинских репрессиях, которые были, но тем не менее всё это завершилось в 1953 году, и опять же такие вот лучи счастья, проблески ожидания будущего появились», — отметила хранитель фонда и экспозиции музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
Этот период историки ещё называют временем надежд. Вместе со всей страной переосмысляли прошлое и художники. Искали новые техники и методы. Набирались смелости для ухода от канонов соцреализма. Правда, эти попытки сейчас незаслуженно забыты, полагают искусствоведы.
«Мы же привыкли к тому, что советское искусство — это Дейнека, Самохвалов, Пименов. Если 30-ые годы, может быть, Авилов. Огромное при этом количество работ и художников, которые работают именно в 50-ые годы — это те люди, которые за пределами некоего интереса. Между тем, это те самые художники, которые представляют основу основ советской академии», — рассказал заместитель директора по научной работе Музея Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина Фёдор Громов.
Но авторы экспозиции всё же утаили от зрителей несколько образов счастья. Их посетители после знакомства с картинами и скульптурами могут сформировать сами. Для каждого — свои. Ведь выставка — не очередной повод поностальгировать по советскому прошлому, а по сути отчёт художников о непростых десятилетиях послевоенных поисков и надежд.