Реставраторы узнали, какой цвет был «родным» для стен Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры

4 февраля  21:15 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры вступает в очень важный для него период масштабной реставрации. Последние два года там велись противоаварийные работы. Службы в храме как проходили, так и будут проходить.

Приводить в порядок обитель начали два года назад к 800-летию Александра Невского. Но тогда работы носили скорее противоаварийный характер. Чтобы избежать несчастных случаев, храм все таки действующий, и не допустить дальнейших утрат, необходимо было приостановить процесс разрушений. Так, в частности были укреплены части подкупольной штукатурки которые отслоились от сырости и конденсата. Реставраторы с хирургической точностью инъектировали известковый раствор в места поражения.

«Критической опасностью к празднованию 800-летия как раз было то, что при большом скоплении народа, а чем больше народа, тем выше поднимается влажность, кусок такой штукатурки мог просто отвалиться», – объяснил помощник наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению объектов культурного наследия, заместитель епархиального архитектора Санкт-Петербургской митрополии Алексей Одинцов.

История Свято-Троицкого собора – это бесконечные переустройства и переделывания. Поэтому реставраторы словно разгадывали сложный ребус: для воссоздания внутреннего убранства изучали архивы, работали с планом и описью собора. Многие исторические документы, к счастью, сохранились. Предстояло решить самое сложное: останется ли убранство в торжественной росписи Солнцева или стоит вспомнить сдержанную эстетику Кваренги. Однако ответ пришел в ходе расчистки новых слоев.

«Натурные исследования, например, показали нам реальный цвет стен, который был здесь до конца восьмидесятых годов. Это зелено-голубой цвет, который задал еще первый художник Данилов, который впоследствии поддержал Кваренги. И впоследствии один из известнейших, наверное один из первых реставраторов живописи середины девятнадцатого века Солнцев, сохранил. И этот цвет родной для собора», – отметил начальник научного отдела компании-подрядчика Дмитрий Бохонский.

Если снаружи храм выглядит обновленным, то внутри он обветшал настолько, что нарушение системы водоотведение привело к намоканию стен. Особенно это видно в подземных сводчатых помещениях под алтарной частью храма, где проводят крещения взрослых и детей. Стала разрушаться ценнейшая настенная иконопись – объект государственной охраны.

«Из-за нарушенной системы дренажа у нас происходит подсос влаги. Подсос влаги по штукатурным стенам поднялся на уровень уже полутора метров. Он быстро распределяется по живописи, она деструктурируется, появляется кракелюр и в крипте она местами висит лохмотьями», – рассказала помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации Татьяна Афанасьева.
Сейчас в храме идут подготовительные работы. Интерьер обрастает строительными лесами. Приход готовят к самой масштабной серьезной и глубокой реставрации за всю 230-летнюю историю. Молчаливым свидетелям, монументальным скульптурам Федота Шубина апостолам, пророкам и благоверным князьям, реставраторы уделят особое внимание.

Много работ предстоит провести и наверху. Уникальные намазные скульптуры Шубина были вылеплены прямо под сводами храма на высоте три с половиной метра. Во время реставрации с них аккуратно придется снять множество слоев красок которые наносились во время неоднократного ремонта.

Образовавшийся панцирь, толщина которого по приблизительным подсчетам специалистов около шести миллиметров, не только скрывает пластику фигур, но и может стать причиной разрушения.

«Изначальному известковому раствору, который в основе всей этой скульптуры, ему необходим интенсивный обмен углекислым газом и парами воды. Если это прекращается, то материал начинает рассыпаться внутри себя», – добавил Алексей Одинцов.

Восстановление интерьера святыни – это еще не вся реставрация. В проект включено обновление художественных и исторических ценностей храма. Так, в местном собрании живописи насчитывается свыше тридцати уникальных полотен живописцев конца восемнадцатого века. «Оплакивание Христа» Йорданса, самая монументальная из хранящихся в России работ художника, – особая гордость коллекции. Картина в числе прочих эрмитажных шедевров была пожертвована императрицей Екатериной только что построенному собору Александро-Невского монастыря. Впервые храм наполняли не иконами, а живописью. Холсты великих мастеров здесь обретали новый статус молитвенного образа.

«Реставрация станковой живописи будет происходить следующим образом. Картины и рамы будут разделены. Рамы поедут в столярную мастерскую на реставрацию рам, после чего отправятся в позолотные мастерские. Картины отправятся в мастерские живописи. Для всех картин разработаны уникальные методики реставрации станковой живописи», – сказала Татьяна Афанасьева.

Реставраторы планируют работать над воссозданием собора поэтапно, чтобы не нарушить повседневную жизнь святыни. Как основной храм обители он не закроется на это время, а интерьер день за днем будет преображаться на глазах у прихожан.

#реставрация #собор