Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Екатерина Крюкова учится на четвёртом курсе факультета экологии гидрометеорологического университета. И признаётся, что любит морозную белую Арктику. И ничто в перспективе работы на шельфе её не пугает. Есть, с чем сравнить. Она уже побывала в экспедиции в Ямало-Ненецком автономном округе. Работа буквально ручная. Не терпящая вмешательства техники.
«В Ямало-Ненецком автономном округе мы убирали всякие свалки металла. Там очень хрупкие экосистемы. Там тяжёлой технике нельзя находится долго. Потому что она разрушает почву, которая и так очень тонкая», — поделилась студентка Российского государственного гидрометеорологического университета Екатерина Крюкова.
Стратегическая программа развития арктической зоны России охватывает период до 2035 года. Сейчас это вопрос прежде всего кадров. Поэтому в стенах петербургского гидрометеорологического университета организовали студенческий Центр арктических инициатив «Точка холода».
«Идея создания центра родилась совместно с комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Поскольку мы в рабочей группе по подготовке кадров для Арктики. Наш университет готовит специалистов, которые обеспечивают прогнозы ледовой обстановки и погоды в арктической зоне», — объяснил директор департамента по науке, инновациям и технологиям Российского государственного гидрометеорологического университета Игорь Мясников.
Присоединиться к «Точке холода» готовы Морской технический, Горный, Гражданской авиации, Архитектурно-строительный университеты, Морской колледж адмирала Синявина и другие. Одна из новых разработок лаборатории РГГУ называется «Арктический портал». Студентов-метеорологов учат наблюдать за Арктикой с помощью новых программ. Спутниковое слежение даёт чёткую картину жизни шельфа. Где-то даже видно, как океан «дышит».
«Работать с этими данными — это искусство. Наше назначение — это предоставить эти данные. Например, показать, где в данный момент отсутствует ледовый покров, чтобы обеспечивать безопасность мореходства: какие волны, какой уровень в океане для того, чтобы обеспечивать безопасную нефтедобычу на прибрежных платформах и так далее», — рассказал заведующий лабораторией спутниковой океанографии Российского государственного гидрометеорологического университета, доктор физико-математических наук Владимир Кудрявцев.
А это общая картина состояния Арктики. Учёные не могут сегодня достоверно установить, в каких условиях мы находимся: в ранней стадии очередного ледникового периода или в развитии фазы глобального потепления. Но возможные изменения уровня мирового океана коснутся прежде всего Арктики.
«Эта нечёткость определений связана с тем, что ряды наблюдений, по которым мы можем сделать выводы, недостаточно длинны. Но современные модели гидродинамические пророчат нам повышение уровня мирового океана», — отметила заведующая кафедрой метеорологических прогнозов Российского государственного гидрометеорологического университета Ольга Анискина.
Пока что любые сценарии с таянием льдов, грозящие мировой катастрофой, — это только предположения. И докопаться до истины предстоит сегодняшним студентам-метеорологам, романтикам ледяных просторов Арктики.