Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Картина будто только что из-под кисти художника. Вместо потускневшего неба — яркое, морозное. Кажется, пар самовара и запах блинов уже витает по залам Михайловского дворца. Здесь каждая деталь заиграла авторским колоритом. Реставраторы слой за слоем убрали пожелтевший лак, который словно неудачный фильтр исказил цветовую гамму полотна. Часть старого покрытия всё-таки оставили — на память.
Полотно избавили от микротрещин, холст укрепили. Реставраторам удалось устранить 30-сантиметровый прорыв. Где он был, теперь людям непосвященным не догадаться. О серьезном повреждении напоминают разве что архивные фотографии и видеосьемки.
«Прорыв у нас находится здесь. Он захватывает изображение неба, здания на дальнем плане, детали балагана. Мы его заделали современными методиками, встык. Сзади никаких заплат нет. Мы удалили с холста старый клей, который был использован для этого «пластыря», мы соединили все ниточки, ввели свой грунт, чтобы придать равномерность для этой поверхности и сделали тонировку», — рассказала Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея.
Картина размером два на три с лишним метра вернулась в Михайловский дворец в родной раме, которая больше десяти лет ожидала своего часа в фондах Русского музея.
Все эти годы полотно эскпонировалось в другом багете. Мастера восполнили лепные утраты, расчистили грязь, и, кажется, сделали невозможное — удалили поздние бронзовые наслоения и сохранили оригинальный слой сусального золота.
«Убрали с поверхности эти наслоения разновременные. Бронза разного цвета: и жёлтого оттенка, и зеленого, и розового. Это даже было видно невооруженным глазом любому человеку. Этот декор был такой пятнистый», — рассказала Ирина Веснина, заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Русского музея.
На своем веку «Народное гулянье» видело ни одну реставрацию. Но только с развитием технологий и современных материалов полотну удалось вернуть былую яркость и глубину. Реставрацию картины и рамы поддержал «Газпром». А благодаря проекту «Газпрома» «Друзья Петербурга» будущие реставраторы смогли прикоснуться к шедевру. Реставрация длилась почти 4 месяца.
«Очень символично, что мы открываем сегодня, когда идет масленичная неделя. Здесь мы видим весь Петербург, который гуляет на море, в отблесках розового зимнего солнца. Для этого трудились, старались замечательные реставраторы Русского музея, у которых поистине золотые руки», — сказала Анна Цветкова, временно исполняющая обязанности генерального директора Государственного Русского музея.
Картине Маковского более 150 лет. Её считают шедевром русского искусства XIX века. А самого художника император Александр II называл «моим живописцем».
Именно за это монументальное полотно Маковский получил звание профессора Академии художеств. Это, пожалуй, самая русская картина из отечественной живописи. На ней изображена фактически вся Россия — в шумной толпе разные образы и сословия, и настроение особое, праздничное.